Черные дни черной нефти

Падение цен на нефть, начавшееся еще в январе 2020 года, к середине марта привело к тому, что нефтяные котировки в I квартале неоднократно обновляли многолетние минимумы.

Брент и Юралс подешевели

Стоимость фьючерсов на Брент на бирже ICE 18 марта снизилась до $24,88/барр. Майские фьючерсы на американский эталон WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи (Nymex) подешевели до $20,37/барр. Это самые низкие уровни с марта 2003 г. и февраля 2002 г. соответственно.

Стоимость партий Юралс относительно начала марта снизилась более чем на 60%, обновив минимальную стоимость за последние 18 лет. Тем не менее, экспортеры испытывают сложности с реализацией российского сорта, сообщает агентство Argus.

Источник: Argus

В связи с ускоренным заполнением наземных хранилищ нефти и в ситуации контанго, резко выросли ставки фрахта танкеров, которые используются для хранения нефти.

Вначале выросли ставки для судов типоразмера VLCC (дедвейт — 200-320 тыс. т) при перевозках нефти с Ближнего Востока в Сингапур, а также в порты Северо-Западной Европы и Мексиканского залива.

Пик роста стоимости транспортировки нефти танкерами VLCC пришелся на 16 марта, когда ставки фрахта на перевозку из Ближнего Востока в Сингапур достигли 232,5 пункта международной шкалы Worldscale (WS), или $35,29/т, увеличившись за неделю на 173,5 пункта ($26,30/т). Ставка фрахта для поставок в СЗЕ за этот период возросла на 174 пункта (S51.30/T), до WS210 ($61,89/т).

Резкий рост ставок фрахта коснулся и маршрутов из российских портов. Так, стоимость перевозки партий смеси ВСТО объемом по 100 тыс. т на судах Aframax (80-120 тыс. т) из Козьмино в Сингапур и Тибу (Япония) 17 марта составила $870 000 и $850 000 за рейс соответственно, увеличившись за неделю на $190 000 и $200 000.

Аренда судов Suezmax (120-200 тыс. т) для транспортировки Юралс партиями по 140 тыс. т из Новороссийска в Средиземноморье за неделю к 17 марта подскочила более чем в два с половиной раза, до WS220 ($22,20/т).

Юралс стал дешеветь еще с середины февраля вследствие снижения спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Скидка на партии Юралс в Северо-Западной Европе (СЗЕ) 19 марта снизилась на $1,20/барр. по сравнению на чалом марта, до $4,18/барр. (cif Роттердам) к Североморскому датированному. В абсолютном выражении Юралс подешевел на $28,80/барр., до $19,73/барр. Днем ранее котировка опустилась до минимального уровня с февраля 2002 г. — $18,64/барр.

Источник: Argus

Премия на партии смеси ВСТО с начала марта выросла на $0,18/барр., до $2,38/барр. (fob Козьмино) к майским своповым контрактам на сорт Дубай. Но в абсолютном выражении стоимость смеси также упала к 19 марта на $20,28/барр., до $32,68/барр., что стало минимальной ценой с января 2016 г.

Источник: Argus

Авиационный керосин в СЗЕ в середине марта стал стоить дешевле дизельного и печного топлива в связи с сокращением его потребления из-за закрытия воздушного пространства и сухопутных границ европейскими странами. Так, стоимость авиационного керосина в СЗЕ 19 марта упала до $241,75/т с $473,50/т — в начале месяца.

Источник: Argus

В связи с ситуацией контанго на рынке трейдеры стремятся арендовать наземные хранилища и танкеры для накопления нефтепродуктов в ожидании более благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности, наблюдается интерес к мощностям терминалов в странах Балтии для танкерных поставок нефтепродуктов в емкости хранения.

Компании, отгружающие топливо через южные порты, отмечают сложности при поиске свободных мощностей в данном регионе, из-за чего некоторые из них арендуют емкости, например, в Северной Африке.

Упал спрос на сжиженный газ, поднялась цена угля

Цены на спотовые партии пропан-бутановой смеси на восточной границе Польши снизились 19 марта до $243/т (daf Брест) по сравнению с $330-332/т (daf Брест) 2 марта вслед за уменьшением котировок продукта в Северо-Западной Европе и падением спроса из-за превентивных мер по сдерживанию распространения коронавируса.

Власти Польши объявили о закрытии всех образовательных учреждений на период с 16 по 30 марта. По оценкам трейдеров, потребление автогаза на заправках страны снизилось почти вдвое. На долю рынка этого топлива приходится 75% потребления сжиженного газа в стране.

Российский уголь в Европе начал дорожать Обвал цен на нефть пока не оказал заметного влияния на стоимость угля в России и в мире, поскольку цены на это топливо уже находились на уровне многолетних минимумов с весны прошлого года.

В марте стоимость энергетического угля калорийностью 6 000 ккал/кг в Северо-Западной Европе (СЗЕ) снизилась лишь на 3,2% по сравнению с февралем, в среднем до $46,70/т (cif СЗЕ), а цены в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ATP) уменьшились на 1,1%, до $65,56/т (fob Ньюкасл).

Источник: Argus

Более того, стоимость российского угля на европейском рынке растет, так как российские компании в текущем году существенно сократили предложение топлива в этом регионе. Экспорт угля по железной дороге из России через порты северо-запада уменьшился в январе — феврале почти на 22% по сравнению с уровнем годом ранее, до 8,5 млн т. Производители других стран не могут конкурировать с российскими поставщиками, и это позволяет экспортерам отказывать в предоставлении новых скидок.

В результате котировки российского энергетического угля в Европе в марте выросли по сравнению с февралем на 3,7%, в среднем до $47,40/т (fob порты Балтийского моря). Кроме того, российские угольщики получили поддержку благодаря снижению железнодорожного тарифа в направлении северо-западных портов с 1 марта на 12,8%. Эта мера увеличила прибыльность экспорта угля в Европу на $1,60-1,70/т по сравнению с февралем.

Значение экспортной альтернативы при поставках российского угля из Кузбасса в Европу через Усть-Лугу в марте выросло почти в три раза по сравнению с февралем, превысив $13/т (fca Кузбасс). Резкое ослабление российской валюты в начале марта также поддержало экспортеров: в рублевом выражении цена-нетбэк увеличилась в четыре раза, примерно до 1 000 руб./т (fca Кузбасс).

В АТР российский уголь все же подешевел: цены снизились на 2,8%, в среднем до $65,50/т (fob Ньюкасл). Это связано, в первую очередь, с падением спроса на энергетический уголь в Китае, Южной Корее и Японии.

Scroll Up