Пик нефти прошел? Ложь

«Бритиш Петролеум» провозгласила окончание эпохи роста спроса на нефть» − под такими заголовками СМИ написали об очередном ежегодном докладе компании Energy Outlook (2020 edition), опубликованном 14 сентября.

В документе британцы утверждают, что рост глобального спроса на нефть не возобновится в ближайшие 30 лет.

Outlook BP в 2020 г. содержит три сценария развития энергетической отрасли на ближайшие 30 лет. «Быстрый» (Rapid) сценарий предусматривает принятие соответствующих мер, которые увеличат стоимость парниковых выбросов для производителей на 70% к уровню 2018 г. В сценарии «Нулевой» (Net Zero) выбросы углерода должны упасть на 95% к 2050 г. «Обычный» сценарий подразумевает сохранение текущих трендов без значительных и резких изменений в глобальной политике.

Вот график изменения потребления по отраслям в этих трех сценариях:

Мизерный рост допускается только для авиации, морского и железнодорожного транспорта.

По «Обычному» сценарию потребление нефти снижается на 10% к 2050 г., по «Быстрому» − на 55%, а по «Нулевому» − на 80%. При этом восстановление спроса на докризисном уровне ВР ждет только в обычном сценарии, согласно которому спрос выйдет на плато в ближайшие несколько лет.

Отчет ВР напугал нефтяников, у которых инвестиционный цикл может растягиваться до 15 лет. Но, к счастью, в опубликованных недавно прогнозах МЭА и ОПЕК никакого апокалипсиса в потреблении нефти не предвидится.

В двух сценариях восстановления экономики МЭА предполагает рост спроса до 2030 года, и лишь в прогнозе «устойчивого развития» (SDS) нарисовало в угоду гриншизе падение спроса.

Перспективу потребления нефти до 2050 года МЭА предпочло спрятать за неопределенной кривой.

Немного снижается потребление угля и слегка подрастает топливо, которому приписывают небольшое выделение СО2. Для политкорректности приведены варианты для SDS. Картинка наглядно показывает, что инвестировать можно во все энергетические ресурсы, а для экономики это основное в прогнозах.

Примерно также положительно смотрят на будущее нефти в ОПЕК.

В целом в мире потребление нефти будет расти еще лет 20, и только в неопределенных 40-х (так и быть!) оно может начать чуть-чуть снижаться. Чтобы не вступать в пиар-конфликт со странами ОЭСР (насильно загоняемых в «зелень»), арабы разрешили им снижать потребление нефти хоть сейчас, рост потребления компенсирует остальной мир, у которого нет денег на «зеленое» сумасшествие.

Прогноз потребления нефти просится сравнить его с прогнозом изменений на транспорте, на который приходится 65-70% потребления.

По мнению ОПЕК, к 2045 году из 2,6 миллиарда транспортных средств на дорогах только около 430 миллионов будут электромобилями. В начале прогнозного периода спрос на нефть, связанный с легковыми автомобилями, растет стабильными темпами, он начнет выходить на плато в течение следующих десяти лет и снижаться во второй части прогнозного периода, говорится в докладе. Снижение, в основном, связано с повышением эффективности парка легковых автомобилей − факторов, которые в гораздо меньшей степени присутствуют в сегменте коммерческих автомобилей. Для этого сегмента авто продолжающийся рост ВВП, особенно в развивающихся странах, будет способствовать росту спроса на топливо, что, в свою очередь, сохранит общий спрос в секторе автомобильного транспорта на относительно стабильном уровне около 47 мб/с по сравнению с нынешними 44,4 мб/с.

Прогноз ОПЕК для числа электроавтомобилей (16% к 2045 году) даже более оптимистичен, чем августовский прогноз «зеленого» Wood Mackenzie, согласно которому к 2040 году общий мировой запас электромобилей составит 323 миллиона.

Но будут ли действительно пользоваться спросом электромобили, когда ими насытятся состоятельные любители модной экзотики? Вот данные о среднем (и все растущем) возрасте авто в Европе.

Видно, что европейцы могут позволить выбрасывать авто на свалку не раньше, чем через 8-16 лет эксплуатации. А аккумулятор в электромобиле, составляющий основную часть его стоимости, служит около 5 лет. Таким образом, от владельца электромобиля потребуется не только заплатить за него в три раза дороже среднего авто с ДВС, но и менять его в два раза чаще.

Известный эксперт нефтяного рынка Александр Хуршудов не верит в падение спроса на нефть.

А. Хуршудов: «Видите тенденцию к снижению? Нет? И я не вижу. А эксперты ВР – видят». «В Индии и Китае, − пишет автор,−  потребление нефтепродуктов неуклонно растет, в иной год (при высоких ценах) − на 3%, а при низких и на 6-8%. По общему объему использования ГСМ Китай уже обогнал ЕС, через десяток лет обойдет и США. Но, увы, на среднего китайца сейчас приходится полтонны нефтепродуктов в год, а на среднего американца – почти 3 тонны, в 6 раз больше. И уж совсем мало колесят по своей стране индусы, там на душу населения приходится 200 кг нефтепродуктов в год, в 15 раз меньше, чем в США. Примерно та же картина в Пакистане, Бангладеш, Индонезии. Чтобы странам Юго-Восточной Азии дорасти хотя бы до скромного российского уровня (0,9 т/год на душу) им предстоит увеличить потребление нефтепродуктов примерно на 1,5 млрд т/год, а это треть всего нынешнего расхода планеты».

Еще показательный факт: в кризисном 2009 году мировой ВВП сократился на 5,3%, а потребление нефти – на 1,3%, и уже в следующем году рост возобновился. «Так почему нынешние испытания должны быть страшнее?» − спрашивает Хуршудов.

Конец его статьи приводим полностью, уж больно он убедителен:

Опыт прогнозирования нефтяных цен убедил меня в том, что на периоды в 5-10 и более лет количественные прогнозы попросту невозможны. Ну, кто, скажите, за 10 лет мог предвидеть оккупацию Ирака, долгие сражения в Ливии и Сирии? Кто 30 лет назад мог оценить (количественно!) массовое развитие мобильной связи, систем GPS или горизонтального бурения? Кто, наконец, способен на многие годы вперед предсказать новые эпидемии или, скажем, изменения стратегии ОПЕК?

Потому прогноз ВР выглядел бы глупостью, если бы не имел конкретной цели. Целью этой является дезинформация. Задача «экспертов» ВР состояла в том, чтобы всеми силами, правдами и неправдами стимулировать снижение нефтяных цен и поддержание их на низких уровнях.

British Petroleum, хоть и нефтегазовая компания, но нефтью не торгует. Она ее покупает, перерабатывает и продает нефтепродукты. В прошлом году компания отчиталась о добыче 58 млн т сырой нефти, но фактически она ими не распоряжается, это нефть предприятий с ее участием. Две трети этой «добычи» принесла наша Роснефть.

А переработано было компанией 87 млн т и от этого получены три четверти ее доходов. Поэтому ВР остро заинтересована в дешевой нефти, рост нефтяных цен для нее – нож в горло. Вот и маются английские «эксперты», что бы такое еще сочинить, чтоб люди поверили, будто никому нефть не нужна, тьфу на нее, продать и забыть. А поскольку в том же заинтересованы все потребители западных стран, то оплачиваемые ими СМИ неустанно дуют всем в уши эту дезинформацию.

Впрочем, я давно уже не верю «экспертам» ВР.

К словам Александра Хуршудова добавим факт, отчасти объясняющий позицию BP: чистый убыток британского нефтегазового гиганта BP Plc. в первом полугодии 2020 года составил $21,213 млрд. В 2019 году чистая прибыль BP Plc, приходящаяся на акционеров, сократилась в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом, до 4,026 миллиарда долларов.  

В первом абзаце доклада BP глава компании Бернард Луни заявил о новом добровольном обязательстве компании, опубликованном в феврале текущего года, — стать углеродно-нейтральной компанией к 2050 году. Проще всего сделать это, объявив себя банкротом.

Scroll Up