Углеродный налог: зачем не платить, когда можно платить

1 июня 2017 президент Соединённых Штатов Америки Дональд Трамп заявил, что США прекращают участие в Парижском соглашении по климату 2015 года. Трамп сказал, что выход поможет американским компаниям и работникам, особенно в добыче полезных ископаемых. Трамп также отметил, что выход из соглашения соответствует выбранной политике «Америка прежде всего».

В соответствии со статьей 28 Парижского соглашения выход США из соглашения по климату не может быть произведён раньше 4 ноября 2020 года, то есть через четыре года после вступления соглашения в силу на территории США. До выхода из договора США обязаны были выполнять свои обязательства, включая передачу отчётов о вредных выбросах для Организации Объединенных Наций.

Россия в сентябре 2019 года присоединилась к Парижскому соглашению по климату. Премьер-министр Дмитрий Медведев пояснил, что возможные изменения климата представляют угрозу для экологического баланса, сельского хозяйства и, «самое главное», безопасности людей, которые живут в условиях вечной мерзлоты. Он отметил, что работы по сокращению выбросов ведутся в рамках национального проекта «Экология».

Единственный смысл Парижского соглашения − заставить государства платить налог на выброс парниковых газов, а главная цель − под видом борьбы за экологию затормозить развитие экономики развивающихся стран. Ограничения выбросов идут с текущего уровня выбросов, то есть если страна потребляет мало энергии и у нее низкий уровень жизни, то она должна и дальше потреблять мало энергии и сохранять низкой уровень жизни.

В развитие идеи «платить» ЕС начал прорабатывать вопрос о введении углеродного налога. Суть налога − заставить все страны платить за выбросы соединений углерода в атмосферу. За сжигание угля и газа в печах электростанций и даже за эфемерную эмиссию метана из герметичных газопроводов. Платить придется за добытую нефть, газ, уголь. При пересечении газа и угля границу ЕС будет проверяться, а уплачен ли углеродный налог с этого газа и угля. При этом налог пойдет не в бюджет страны, а в глобальный фонд, из которого будут раздаваться деньги на всякие климатические программы, вроде ветровой и солнечной энергетики и водородные технологии.

Кто и как будет считать налог на углерод, пока до конца не определено. Но совершенно очевидно, что России и Китаю придется платить больше всех, как странам, потребляющим значительные количества углеводородов. США хотят выскочить их этой западни, хотя Байден уже объявил, что вернется в парижское соглашение, если выиграет выборы.

Для Китая налог приведет к росту цены его продукции и снижению ее конкурентоспособности, а для России к удорожанию основной экспортной продукции − нефти, газа, угля.

Эксперты аудиторской компании KPMG представили три сценария введения европейского климатического налога для поставляемых из России товаров, сообщил РБК. В оптимистичном сценарии ЕС введет налог только в 2028 году и будет взимать с разницы между фактическими выбросами углекислого газа (СО2) при производстве товаров и эталонным объемом ЕС. Нагрузка для российских производителей в этом случае составит €6 млрд за три года (2028–2030-й). Больше других пострадают поставщики газа, никеля и меди: углеродоемкость их продукции превышает европейский бенчмарк в два-три раза. Производство нефти, продукции нефтехимии, калийных удобрений и других экспортируемых товаров полностью укладывается в европейский эталон. Заметим, укладывается сейчас, а что будет в 2028 году еще бабушка надвое сказала.
В базовом сценарии налог вводится в 2025 году и распространяется только на прямые выбросы парниковых газов (непосредственно при производстве продукции). В этом случае нагрузка для российских экспортеров составит €33,3 млрд в 2025–2030 годах.
При самом негативном сценарии налог может обойтись поставщикам из России в €50,6 млрд до 2030 года. Это произойдет, если трансграничный налог будет введен уже в 2022-м и распространится не только на прямые, но и на косвенные выбросы CO2 — под этим подразумеваются выбросы из источников, принадлежащих другим организациям, но так или иначе связанных с деятельностью экспортера.

Пятая колонна радостно ухватилась за решение Дмитрия Медведева. «Большой друг России» глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести в России собственный углеродный налог, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. Чубайс обосновывал свое предложение тем, что в случае появления такого налога ЕС мог бы освободить российские товары от нового трансграничного налога.

Директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин в ходе видеоконференции «Национальное законодательство регулирования эмиссии парниковых газов и создания углеродного рынка. Состояние, проблемы и перспективы» заявил, что «рано или поздно, но [углеродные] платежи будут, это лишь вопрос времени. И надо сделать все возможное, чтобы эти платежи шли внутри юрисдикции своей страны».

Но чтобы этот платеж признавался, требуются сопоставимость и прозрачность, то есть все российские предприятия, так или иначе связанные с углеводородами, должны полностью открыть данные о выбросах парниковых газов, а обосновать эти выбросы можно только полностью открыв используемые технологии.

Генеральный директор АО «СУЭК» Сергей Твердохлеб совершенно правильно заявил: «Изначально идея европейского налога состоит в том, чтобы не засчитывать сокращение углеродного следа как таковое, а засчитывать только те сокращения, которые обошлись дорого, то есть по той же цене, что в Европе, где потенциал снижения эмиссии уже практически исчерпан». В конечном итоге главное требование – деньги, а не сокращение, добавил он.

Углеродно-парниковое мракобесие, на самом деле, дает России уникальный шанс при смене нынешней экономической политике. Доступность топлива и большинства видов сырья позволяет привлечь на территорию страны все те предприятия, которые «зеленые бесы» будут вытеснять из Европы и Америки. Но для этого бензин и электроэнергия в России должны стоить в несколько раз меньше, чем на Западе, а чиновники не считать своей главной миссией придумывание все новых налогов.

Оптимальным для России решением будет взять пример с Дональда Трампа с его «Америка прежде всего» (в нашем варианте «Россия прежде всего»), выйти из Парижского соглашения и послать ЕС с его углеродным налогом в самую глубокую угольную шахту.

Пока же российские власти придерживаются принципа: зачем не платить, когда можно платить. А большинство поддерживающих такую политику исходят из того, что от «платить» и им перепадет немало жирных кусков.

Scroll Up