Танкеры-газовозы Ямал СПГ впервые прошли Севморпуть в восточном направлении без ледокольного сопровождения в январе

16 января в 20.20 мск арктический СПГ-танкер ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева и завершил самостоятельный переход по трассе Северного морского пути (СМП) в восточном направлении в рамках выполнения коммерческого рейса по доставке партии сжиженного природного газа (СПГ) проекта Ямал СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Об этом сообщил НОВАТЭК.

Впервые транспортировка российского СПГ по данному маршруту была обеспечена в январе.

Переход СМП в восточном направлении из порта Сабетта до Берингова пролива занял у «Кристофа де Маржери» 11 суток.

На всем протяжении трассы СМП «Кристоф де Маржери» осуществлял самостоятельное плавание, без сопровождения ледокола, при этом поддерживая безопасную с учетом ледовой обстановки и ограниченной видимости скорость.

Около 66% всего ходового времени, для преодоления участков заторошенного льда, судно осуществляло движение кормой вперед, реализуя заложенный в его конструкцию принцип двойного действия.

Танкер-газовоз проследовал со средней безопасной скоростью 9,6 узлов. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили.

Министр транспорта В. Савельев по видеосвязи принял доклад капитана судна С. Геня об успешном завершении перехода. Он поздравил СКФ с этим событием и выразил капитану и экипажу судна благодарность за выполнение ответственной задачи на высоком профессиональном уровне.

Вышедший вслед за ним из Сабетты однотипный СПГ-танкер «Николай Евгенов» завершает самостоятельный переход по СМП.

Оба газовоза доставят потребителям в АТР около 140 тыс. т СПГ, произведенного на заводе Ямал СПГ. Общее время доставки грузов данным маршрутом на 40% меньше традиционного маршрута через Суэцкий канал.

«Николай Евгенов» использовал данные «Кристофа де Маржери» и канал, проложенный им в ледовых полях, что дало возможность отработать тактику взаимодействия 2х газовозов арктического ледового класса при самостоятельном плавании в ледовых условиях.

Одновременно с ними СПГ-танкер ледового класса Arc7 «Николай Зубов», следуя в балласте в порт Сабетта в западном направлении, 6 января 2021 г. вошел на ледовую трассу СМП и прибыл в Обскую губу 17 января 2021 г.

Все суда-газовозы самостоятельно прошли ледовую часть СМП по рекомендованным Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом и Штабом морских операций Атомфлота маршрутам.

Указанные рейсы состоялись в условиях средней ледовой обстановки и на 2 месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона в восточном секторе Арктики, который, как правило, заканчивается в ноябре.

За период перехода собраны подробные данные о ледопроходимости и маневренности газовозов ледового класса Arc7 при плавании в условиях, характерных для восточного сектора Арктики в январе, при различных режимах движения.

Использование данных спутниковой ледовой разведки, а также аналитических методов оценки и прогнозирования ледовой обстановки, разработанных специалистами Совкомфлота (СКФ), позволило выбрать для судна наиболее безопасный и экономически эффективный маршрут.

Результаты перехода подтверждают, что коммерческая перевозка грузов в восточном секторе российской Арктики в осенне-зимний период становится возможна на 1-2 месяца позже, что позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП.

В свою очередь, это будет способствовать реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории СМП и развитию его транзитного потенциала.

Кроме того, расширение периода навигации по СМП за счет сокращения практически в 2 раза расстояния и времени транспортировки СПГ в порты АТР по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал позволяет уменьшить углеродный след и сократить выбросы углерода на 7 тыс. т в расчете на круговой рейс.

Правительством РФ предпринимаются все необходимые меры по формированию безопасной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры в российской Арктике, в т.ч. для обеспечения круглогодичной навигации по СМП, включая восточный сектор СМП, так, новые суда-газовозы ледового класса, строительство которых осуществляется на судоверфи «Звезда», спроектированы с более высокими ледокольными характеристиками.

В 2010-2011 гг. СКФ и НОВАТЭК совместно с Атомфлотом организовали серию экспериментальных транзитных рейсов по СМП, которые доказали техническую возможность и экономическую целесообразность использования СМП для крупнотоннажных грузовых перевозок. Эти рейсы заложили основу для реализации масштабных газовых проектов НОВАТЭКа в устье р. Обь.

В 2017 г. СКФ ввел в эксплуатацию 1-й в мире арктический ледокольный СПГ-танкер – «Кристоф де Маржери». Это головное судно серии из 15 газовозов, спроектированных для круглогодичной транспортировки сжиженного газа в рамках проекта Ямал СПГ. Грузовместимость судна — 172,6 тыс. м3.

Танкер отличается высокой ледопроходимостью (ледовый класс Arc7), маневренностью и мощностью (45 МВт), что позволяет ему безопасно работать в экстремальных условиях высоких широт.

В 2020 г. «Кристоф де Маржери» стал 1-м судном класса Yamalmax, которое преодолело трассу СМП в восточном направлении в мае, на 2 месяца раньше традиционного начала навигации в июле. До этого суда класса Yamalmax следовали по акватории СМП только в период с июля по начало января.

Таким образом, теперь период навигации расширен на 4 месяца и теперь может начинаться в мае и заканчиваться в январе.

НОВАТЭК пока не использует Восточный маршрут СМП в полной мере. Обычно в это время года танкеры-газовозы НОВАТЭКа идут по маршруту вокруг Евразии через Суэцкий канал и Малаккский пролив, хотя Восточный маршрут гораздо выгоднее и почти в 2 раза короче альтернативных (см. интерактивную карту проекта «Ямал – сердце нефтегазовой отрасли России»).

Так, летом прямой маршрут до Китая составляет около 20 дней, а в обход через Суэцкий канал — около 36 дней.

Круглогодичная ледокольная проводка в Восточной Арктике поможет НОВАТЭКу сократить время и затраты на поставку СПГ на высокомаржинальные рынки АТР. Для этих же целей НОВАТЭК планирует построить перевалочный СПГ-терминал на Камчатке. На нем судами-газовозами ледового класса будет осуществляться перегрузки СПГ на обычные суда-газовозы для последующей транспортировки в Азию. Реализация проекта позволит оптимизировать маршрут поставок СПГ из Арктики.

Прямые поставки СПГ газовозами в порты Азии по СМП в восточном направлении считаются НОВАТЭКом более выгодными, чем через Европу – как с перевалкой, так и напрямую через Суэцкий канал.

Однако зимой в условиях сложной ледовой обстановки снижается коммерческая скорость газовоза по сравнению с движением по чистой воде, как при самостоятельном плавании, так и при ледокольном сопровождении.

Источник: ИА Neftegaz.RU

Scroll Up