Рынку нефти снова предсказывают профицит

Норвежское аналитическое агентство Rystad Energy объявило о своем новом прогнозе − предстоящее в августе сокращение ограничений на добычу нефти странами ОПЕК+ создаст на ближайшие четыре месяца избыток предложения в объеме около 170 миллионов баррелей, то есть около 1,4 млн б/с.

Анализ основан на предположении, что спрос на нефть не восстановится так быстро, как считалось ранее, из-за продолжения распространения пандемии Covid-19 на ключевых рынках.

Июль, последний месяц рекордных обязательств ОПЕК+ по сокращению добычи на 9,7 млн. б/с, который неожиданно завершился превышением спроса над предложением на 1,9 млн. б/с. Но в связи с тем, что новая волна Covid-19 уже обрушилась на несколько стран, Rystad выступил с прогнозом сокращения спроса. По данным агентства, в период с августа по октябрь общий уровень спроса на жидкое топливо останется на прежнем уровне и составит около 90,5 млн. б/с с ростом до 92,9 млн. б/с в ноябре и до 94,6 млн. б/с в декабре.

Прогнозируемое увеличение добычи в рамках альянса ОПЕК+ и возобновление добычи в других странах приведет, согласно прогнозам, к увеличению поставок до 91,2 млн. б/с в августе, 92,5 млн. б/с в сентябре, 92,9 млн. б/с в октябре, 93,3 млн. б/с в сутки в ноябре и 93,4 млн. б/с в декабре.

«Эксперимент ОПЕК по увеличению добычи с августа может иметь неприятные последствия, так как мы все еще далеко от баланса на рынке нефти. До декабря 2020 года дефицита на рынке топлива мы не увидим», − говорит Бьорнар Тонхауген , глава исследования рынка нефти Rystad Energy.

Баланс добычи и потребления нефти

Тем не менее, общий избыток в размере около 170 миллионов баррелей нефти, которые придут на рынок с августа по ноябрь, составляет лишь часть от 1,4 миллиарда баррелей запаса, созданного в первые пять месяцев 2020 года. Это историческое наращивание запасов по-прежнему будет работать в качестве мягкого тормоза роста цен, когда спрос восстановится.

«Мы сомневаемся, что рынок может получить дополнительные объемы добычи у членов ОПЕК+ с августа без негативных последствий для цен на нефть, поскольку новый избыток, вероятно, дезавуирует некоторые из достижений, которые привели к тому, что Brent достиг около 44 долларов в этом месяце», − заключил Тонхауген.

Оценки Rystad показывают, что планы по смягчению ограничений ОПЕК+ до конца года, возможно, придется приостановить, если целью является поддержание цен на нефть.

Не ободряющие прогнозы приходят также из стран ОПЕК. Некоторые чиновники в ОПЕК допускают возможность − немыслимую еще полгода назад − что глобальный спрос на нефть может не восстановиться до пред пандемического уровня. Новая для картеля проблема заключается в том, как максимально эффективно использовать свою нефть, чтобы получать наибольшую прибыль, когда рост спроса на нефть может быть намного медленнее, чем предполагалось, или вообще не будет. Значительно ли кризис COVID-19 ускорит дату пикового спроса на нефть, или мы уже преодолели этот пик?

Некоторые из топ-менеджеров нефтяной отрасли, включая генеральных директоров Shell и BP в начале этого года признали, что мы не знаем, что лежит за пределами нынешнего кризиса. Они также признают, что спрос на нефть, возможно, уже достиг своего пика. «Потребность в энергии и, конечно, в мобильности будет ниже, даже если нынешний кризис более или менее позади. Будет ли это означать, что спрос никогда не восстановится? Наверное, пока рано говорить, но сомнения будут нас мучить в течение многих лет», − сказал исполнительный директор Shell Бен ван Берден в интервью вице-председателю IHS Markit Даниэлу Ергину в начале этого месяца.

Генеральный директор BP Бернард Луни также не исключает, что падение спроса на нефть и, возможно, последующее изменение образа жизни людей уже могло привести к пику спроса на нефть.  

Показательно, как с годами менялся прогноз ОПЕК спроса на нефть по сравнению с реальным спросом на 2030 год. В 2007 году прогнозировалось, что мировой спрос в 2030 году достигнет 118 миллионов баррелей в сутки. К прошлому году прогноз на 2030 год снизился до 108,3 миллиона баррелей в сутки. Ожидается, что в ноябрьском отчете ОПЕК будет еще один пересмотр в сторону понижения, сообщает один из источников ОПЕК.

Тем временем в США начала оживать добыча нефти. С 12 июня по 17 июля она выросла на 600 тыс. б/с.

До 405 тыс. б/с по сравнению с 344 тыс. б/с выросла добыча канадской компании Christiana Lake.

Не теряет надежды на рост добычи нефти Иран. Министерство нефти Ирана одобрило контракт на разработку сверхгигантского месторождения Южный Азадеган стоимостью 1,3 миллиарда долларов США. Ранее в этом месяце был подписан контракт на разработку месторождения Яран стоимостью 300 миллионов долларов США. В обоих контрактах ключевую роль играет Китай.

Для рынка нефти показательно, что цена не растет даже при резком снижении поставок сырья из Ливии. В середине июля ливийская компании NOC объявила о возвращении режима форс-мажора по экспортным нефтяным контрактам из-за возобновления морской блокады страны. Связанные с Халифом Хафтаром военные подрядчики взяли под контроль два нефтяных месторождения в Ливии, включая крупнейшее месторождение страны, и ее самый важный экспортный терминал-Эс-Сидер. Это позволило ЛНА продолжать нефтяную блокаду, пресекая попытки правительства в Триполи возобновить экспорт нефти. Власти США, сообщил WSJ, намерены ввести санкции в отношении фельдмаршала Халифы Хафтара, если он продолжит препятствовать экспорту нефти. По информации издания, решение фельдмаршала продолжать блокаду морских портов Ливии принято под давлением России. После урегулирования ситуации ливийская нефть снова появится на рынке, что не будет способствовать росту цен.

Scroll Up