Не Китаем единым

Разворот экспорта энергоресурсов на Восток не только открывает России новые рынки, но и несет дополнительные сложности. В частности, Индия пока не готова закупать российский газ, а переговоры с Китаем могут оказаться очень сложными, и нам придется идти на компромисс. Однако помимо Индии и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть и другие рынки.

Прощай, Европа

На протяжении последнего десятилетия доля России на энергетическом рынке Европы (если учитывать нефть, газ и уголь) превышала 30%, а конкретно по газу доходила и до 35%. Сейчас мы находимся в турбулентном периоде перехода, и доля РФ в энергобалансе ЕС упала до 10%. Утрата привычного рынка – это всегда тяжелый удар, и в течение ближайших года-двух Россия будет нести определенные потери. Как заявил недавно вице-премьер Правительства Александр Новак, с марта наша страна сократит добычу нефти на 500 тыс. барр/сут.

Самой Европе тоже придется несладко – европейцы все равно будут вынуждены потреблять российские энергоресурсы, но теперь закупать их придется опосредованно, при участии третьих стран. Так, Евросоюз будет приобретать у Индии дизельное топливо, произведенное из российской нефти. По предварительным оценкам, индийский «дизель» обойдется европейцам на 24–30% дороже, чем если бы топливо поставлялось напрямую из РФ. Такова цена ошибочных политических решений.

Перед Россией же открываются новые возможности, связанные с переориентацией на азиатский вектор. Экономический рост в Азии выше, чем в Европе, спрос на энергоносители в АТР будет увеличиваться быстрыми темпами, и поэтому основной доход от энергетического экспорта РФ будет генерироваться на Востоке. Благодаря этому добыча углеводородов в России со временем также восстановится.

Главная цель – Китай и Индия

Рост азиатской экономики и, соответственно, потребления энергоресурсов обусловлен несколькими факторами. Во-первых, Китай, где коронавирусные локдауны тормозили экономику, открылся после пандемии, и объективно все экономические процессы пошли с нарастающей скоростью. В Индии перспективы еще лучше, эта страна имеет очень большой потенциал – в первую очередь в силу «низкого старта». Индия сегодня – самая динамично развивающаяся крупная экономика, рост ВВП там прогнозируется на 6–6,5% в год. К тому же в Индии самое большое в мире население. Пока она больше заинтересована в российской нефти, нежели в газе, – спрос на «голубое топливо» там существенно вырастет лишь лет через пять.

Китай и Индия станут драйверами роста экономики не только в Азии, но и во всем мире. Остальные страны АТР будут играть гораздо менее важную роль, так как не имеют такого экономического веса. В частности, Японию можно охарактеризовать как «стареющую» экономику. Несмотря на высокий уровень жизни населения и отсутствие серьезной угрозы рецессии, она вряд ли будет демонстрировать внушительный экономический рост. Существенную динамику ВВП могут обеспечить только относительно бедные страны, которые стартуют с низкого уровня. Также следует учитывать, что масштабы экономик других стран региона несравнимы с Индией и Китаем. Крупным потребителем энергоресурсов могла бы стать Южная Корея, но она присоединилась к антироссийским санкциям, поэтому перспектив там пока немного.

Итак, российские энергоресурсы пойдут на Восток, формируя новые логистические цепочки, но здесь есть и подводные камни. Во-первых, конкуренцию России в АТР составят Австралия и Катар, а также Саудовская Аравия. Во-вторых, сооружая экспортные нефте- и газопроводы в Китай, мы порождаем монопсонию, то есть масштабную зависимость от одного очень крупного потребителя, способного диктовать свои цены. Это повышает риски для эффективного сбыта. В-третьих, китайцы – очень сложные партнеры по переговорному процессу. Они всеми силами пытаются продавить собственную цену, максимально выгодные для себя условия. А когда «на конце трубы» кроме них никого нет и они оказываются монопольными покупателями, это усиливает их переговорные позиции. Безусловно, как и ранее, будет найден компромисс, но России, вероятно, придется пойти на какие-то уступки. Договоренность с Пекином будет не на рыночных условиях, а на, скажем так, двусторонних.

Не только Поднебесная

Помимо КНР и Индии перспективным для российской нефти являются такие рынки, как Малайзия и Индонезия. Поставки туда будут расти, но оценить, какие дополнительные объемы Россия сможет направлять в эти страны, пока сложно – логистические схемы наверняка окажутся не очень прозрачными, экспорт будет осуществляться в обход санкций. Конкретные цифры будут понятны только по итогам 2023 года, когда станет ясно, какое влияние оказывает потолок цен и как российская смесь Urals будет продаваться по отношению к бенчмарку Brent.

Самое уязвимое звено при торговле с Индонезией и Малайзией – страхование поставок. Из-за риска попасть под санкции и дополнительные финансовые ограничения многие трейдеры боятся покупать российскую нефть. Впрочем, именно для решения этого вопроса Россия формирует так называемый «сумеречный флот» танкеров, владельцы которых лояльны РФ и готовы заниматься транспортировкой российской нефти.

С газом ситуация сложнее –  на рынках Малайзии и Индонезии доминирует Австралия, поставляющая туда СПГ. Вряд ли России будет легко расширить свое присутствие на азиатских рынках сжиженного газа (кроме, опять же, Китая). Контракты с Австралией уже заключены, и Россия вряд ли сможет предложить существенно лучшие условия. Во-первых, на рынке СПГ Россия не так активно представлена, а во-вторых, себестоимость поставок по Северному морскому пути выше, чем из Австралии.

Источник: ИнфоТЭК

Scroll Up