Нефтяной рынок испытывают негативными прогнозами

Цена Brent колеблется около $40 за баррель и упорно не желает устойчиво подниматься выше. Более того, последние новости указывают на вероятность ее дальнейшего снижения.

Ближневосточные страны ОПЕК вслед за Саудовской Аравией решили вернуться к политике скидок на свою нефть после слабого летнего сезона, который оставил производителей и трейдеров с миллионами невостребованных баррелей.

Саудиты снизили цены на 0,9-1,5 доллара для Азии, 0,2-0,6 доллара − для Европы и 0,5-0,7 доллара − для США. Об уменьшении отгрузочных цен на поставки в октябре объявил Ирак − второй по объемам добычи член ОПЕК (3,7 млн баррелей в сутки). Официальная цена сорта Basrah Light для клиентов в Азии снизится на 1,3 доллара относительно сентября и 1,9 доллара по сравнению с августом: октябрьские поставки будут продаваться премией в 0,3 доллара к региональной бенчмарке Oman/Dubai. Для США легкая иракская нефть подешевеет на 45 центов, для покупателей в Европе — на 30 центов. В прошлом месяце цены уже снижались на 10 центов и 2 доллара соответственно.

Национальная нефтяная компания Объединенных арабских эмиратов ADNOC объявила о снижении цен на основной сорт Murban на 1,35 доллара за баррель. Такие же скидки ОАЭ, третий по объемам член ОПЕК, предоставили на тяжелую марку Upper Zakum. Кувейтская нефть подешевела по всей линейке сортов. Скидки на марку KEC с поставкой в октябре составят 1,2 доллара за баррель. Сорт KSLC станет дешевле на 1,4 доллара, Khafji — на 0,9 доллара.

Сопоставимые скидки предлагает Катар: официальная цена нефти сорта Qatar Marine снижена на 1,35 доллара, а Qatar Land − на 1,4 доллара.

Нефтетрейдеры стоят перед дилеммой − либо продлевать хранение, фрахтуя суда и превращая их в «плавучие канистры», либо пытаться продать, рискуя обрушить цены на хрупком рынке. Как сообщает Reuters, Trafigura, третий по объемам торговли сырьевой трейдер мира с оборотом в 170 млрд долларов в год, арендовал по меньшей мере пять супертанкеров класса VLCC, каждый из которых способен нести на борту до 2 млн баррелей. В них компании придется оставить дизель и газойль, которые не удалось продать летом.

Другие топ-трейдеры, включая Vitol, Litasco и Glencore, также арендуют большие танкеры для хранения непроданного дизеля.

Об избытке на рынке физической нефти свидетельствует структура фьючерсов: контракты ближайшего месяца торгуются заметно дешевле, чем нефть с отсрочкой поставки, и разница − контанго − увеличивается. В конце августа 6-месячный спред фьючерсов на Brent составлял 1,9 доллара, а к 10 сентября − 2,71 доллара.

Эффект от кратковременного (пока) снижения цен усиливают негативные прогнозы относительно будущего.

ОПЕК ухудшила свой прогноз по мировому спросу на нефть на 2020 и 2021 годы на 0,4 миллиона баррелей в сутки, ожидая теперь его падения на 9,5 миллиона баррелей в сутки в текущем году и оста на 6,6 миллиона баррелей в сутки в следующем году, говорится в сентябрьском докладе организации. Таким образом, спрос ожидается на уровне 90,2 миллиона баррелей в сутки. На 2021 год прогноз мирового спроса на нефть также был понижен примерно на 0,4 миллиона баррелей в сутки. Ожидается, что в 2021 году спрос вырастет примерно на 6,6 миллиона баррелей в сутки и достигнет 96,9 миллиона баррелей в сутки, говорится в документе.

Вдобавок ко всему выход из сделки ОПЕК+ в 2021 году рассматривает Ирак, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Появилась информация, что Багдад будет добиваться освобождения от сокращения поставок нефти в 2021 году. Позже министерство нефти Ирака опровергло сообщения о том, что Багдад намерен просить ОПЕК освободить страну от исполнения соглашения по снижению добычи нефти в течение 1 квартала 2021 года. В августе степень выполнения сделки Ираком превысила 100%, в августе-сентябре Багдад намерен компенсировать переизбыток добычи в размере 850 тыс. баррелей в сутки. При этом представитель министерства нефти Ирака отметил, что если Ирак не сможет к концу сентября компенсировать переизбыток, то попросит сразу после встречи 17 сентября объединенный комитет министров ОПЕК+ продлить срок компенсации до конца ноября.

Причина такого поведения Ирака − позиция Курдистана, фактически независимого от багдадских властей. Курдистан отказывается сокращать добычу нефти по квотам ОПЕК+. В то время как правительство Ирака сократило добычу на 850 тб\д, для выполнения соглашения дополнительно требуется еще снизить ее на 400 тб\д, на автономный Курдистан ложиться доля в 120 тб\д.

У главного мирового потребителя топлива проблемы со сбытом. Хотя цены на бензин в США на 7 сентября составили в среднем $2,22 за галлон по всей стране, что является самой низкой ценой для этого времени года с 2004 года, потребление бензина упало. В апреле оно снизилось до 5,85 МБ/с, к концу июня восстановилось до 90 процентов от уровня годичной давности, однако затем спрос снова упал. Ныне спрос на бензин остается на 9% ниже среднего показателя за пять лет.

Стоит обратить внимание, что последние пять лет спрос на бензин в стране практически не растет, хотя население за эти годы выросло на 4,4%.

Тяжелый удар по надеждам нефтяников нанесла BP, которая своем последнем ежегодном прогнозе до 2050 года заявила, что рост глобального спроса на нефть не возобновится в ближайшие 30 лет, даже если политика в отношении изменений климата не ужесточится.

Outlook BP в 2020 г. содержит три сценария развития энергетической отрасли на ближайшие 30 лет. «Быстрый» (Rapid) сценарий предусматривает принятие соответствующих мер, которые увеличат стоимость парниковых выбросов для производителей на 70% к уровню 2018 г. «Нулевой» (Net Zero) сценарий предполагает не только ужесточение климатической политики, но и изменение социального и потребительского поведения в отношении использования энергии. В этом варианте выбросы углерода должны упасть на 95% к 2050 г. Наконец, «Обычный» сценарий подразумевает сохранение текущих трендов без значительных и резких изменений в глобальной политике.

Все три сценария предрекают падение спроса на нефть в ближайшие три десятилетия. По «Обычному» сценарию потребление нефти снижается на 10% к 2050 г., по «Быстрому» − на 55%, а по «Нулевому» − на 80%. При этом восстановление спроса на докризисном уровне ВР ждет только в обычном сценарии, согласно которому спрос выйдет на плато в ближайшие несколько лет. По двум другим сценариям развития энергетической отрасли спрос никогда не вернется на уровни, предшествующие пандемии COVID-19.

«Снижение спроса на нефть связано с ростом эффективности и электрификацией автомобильных перевозок», − поясняют в ВР. Во всех трех сценариях пик потребления нефти в транспорте приходится на середину и конец 2020-х годов. В ВР считают, что доля нефти в транспортном потреблении упадет с уровня в более чем 90% в 2018 г. до около 80% к 2050 г. в «Обычном» сценарии, до 40% − в «Быстром» и до 20% − в «Нулевом».

Во всех сценариях катастрофически падает общая доля ископаемого топлива.

С BP согласны в DNV GL. По их прогнозу глобальный пик (максимум) потребления нефти уже был достигнут в 2019 году. Природный газ останется основным источником первичной энергии до 2050 года, когда солнечная и ветровая энергетика будут производить 62% электроэнергии.

Пессимистического сценария ожидают и в Rustad Energy. По их прогнозу число скважин и их общая длина уже никогда не достигнут показателей 2019 года.

Даже российский ЦБ в прогнозе на 1021-1923 годы представил несколько сценариев среднесрочного экономического развития РФ: базовый, дефляционный, проинфляционный и рисковый, причем в последнем несмотря на действие соглашения ОПЕК+ цены на нефть упадут до $25 за баррель и будут медленно восстанавливаться только до $35 за баррель к концу прогнозного периода. Впервые ЦБ РФ не прогнозирует роста цены нефти по отношению к допрогнозному периоду.

Особо отметим, что ни в одном прогнозе не говорится о возможном дефиците нефти на рынке. Имманентно все аналитики предполагают, что в обозримом будущем предложение будет выше или равно спросу несмотря на снижение числа буровых и сокращение капиталовложений крупнейших нефтяных компаний мира. В то же время никакая компания не может долго работать в убыток, а согласно исследованию Вуд Маккензи, . «около половины из 50 компаний, которые мы отслеживанием, имеют отрицательный денежный поток в 2020 и 2021 годах при сегодняшней цене на нефть». В агентстве ожидают достижение финансового баланса за счет роста цены нефти к 2025 году.

Scroll Up