Мировой спрос на уголь остается стабильным

МЭА 23 марта в обзоре мирового потребления угля сообщило парадоксальные данные – использование угля в четвертом квартале 2020 года было на 3,5% выше, чем за тот же период 2019 года.

В целом в 2020 году мировое потребление угля упало на 4%, что стало самым резким падением со времен Второй мировой войны, но снижение было сосредоточено, в основном, в первые месяцы года, а к концу 2020 года спрос превысил доковидный уровень.

В обзоре агентства подчеркивается, что восстановление спроса на уголь, крупнейший источник глобальных выбросов CO2, ставит под вопрос усилия по достижению международных климатических целей.

Двадцать лет назад на Соединенные Штаты и Европейский союз (ЕС-27) приходилось более одной трети мирового потребления угля, примерно столько же, сколько на Китай и Индию вместе взятые. Сегодня на Китай и Индию приходится две трети мирового потребления угля, а на Европейский Союз и Соединенные Штаты – всего 10%.

Доля потребления угля в разных странах и регионах, 2000 г.

Доля потребления угля в разных странах и регионах, 2020 г.

Наибольшее падение спроса на уголь имело место в первом квартале 2020 года. Спрос на уголь во всем мире в этом квартале упал на 11% в годовом исчислении из-за мягкой погоды, конкурентоспособных цен на газ и ограничений, связанных с коронавирусом в Китае.

Во втором квартале Китай ослабил ограничения, и его экономика начала восстанавливаться, но блокировки и связанные с ними ограничительные меры распространились на другие крупные экономики, в результате чего мировой спрос на уголь снизился на 7,5% в годовом исчислении.

В течение оставшейся части года все большее число стран ослабили свои ограничения, и их экономика начали расти, при этом потребление угля восстанавливалось, особенно в Китае и Индии. Более высокие цены на газ уменьшили падение спроса на уголь в Европейском союзе и США. В третьем квартале мировое потребление угля почти вернулось к уровню того же периода годом ранее.

К последнему кварталу 2020 года мировой спрос на уголь вырос примерно на 3,5% в годовом исчислении благодаря сильным показателям китайской экономики, продолжающемуся восстановлению экономики в Индии и резкому похолоданию в Северо-Восточной Азии в декабре.

Квартальное изменение потребления угля по регионам в годовом исчислении, 2020 г.

Сталь является не только вторым по величине сектором потребления угля, на который приходится около 15% потребления, но и важным показателем экономической, промышленной и строительной деятельности. Производство стали за пределами Китая резко упало в марте и апреле, но затем неуклонно восстанавливалось и в октябре вернулось к положительному росту в годовом исчислении. В Китае, где производится более половины мирового объема стали, производство оставалось высоким в течение всего года, лишь незначительно снизившись в марте. За весь год производство стали за пределами Китая упало на 7,7%, но в Китае выросло на 5,2%, в результате глобальное падение в среднем за год составило всего 1%. Однако в четвертом квартале мировое производство стали было на 7% выше, чем за тот же период 2019 года.

Потребление угля в Китае, Индии, США, ЕС

В 2020 году Китай был единственной крупной экономикой с положительными темпами роста ВВП, потребления энергии и электроэнергии, которые выросли от 2% до 3%. В результате потребление угля в стране в 2020 году выросло на 0,6% до 3,86 миллиарда тонн, достигнув четвертого по величине уровня в истории Китая после 2012, 2013 и 2014 годов. Благодаря быстрому восстановлению промышленности и холодной погоде в декабре 2020 года потребление угля в Китае, вероятно, достигло самого высокого месячного уровня за всю историю наблюдений.

В то же время в 2020 году продолжились две другие ключевые тенденции. Во-первых, доля угля в энергобалансе Китая продолжила снижаться. Она снизилась на один процентный пункт до 59,5% в 2020 году, опустившись ниже 60% впервые с 2001 года. Во-вторых, доля Китая в мировом потреблении угля продолжала расти, достигнув 55% в 2020 году.

В Индии вспышка Covid-19 и последующие блокировки значительно замедлили экономическую активность. В апреле был отмечен самый низкий уровень потребления угля в стране за многие годы, выработка угля снизилась на 30%, а объем промышленного производства резко упал. С тех пор восстановление экономики привело к устойчивому росту потребления угля, в четвертом квартале 2020 года потребление угля выросла на 5% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на восстановление в четвертом квартале, потребление угля в Индии, по оценкам, снизилось на 7% в 2020 году, что является вторым ежегодным снижением подряд.

В Соединенных Штатах, где почти весь уголь используется для производства электроэнергии, низкие цены на природный газ и вялый спрос на электроэнергию во время мягкой зимы серьезно сказались на спросе на уголь в начале 2020 года, прежде чем влияние Covid-19 впервые стало очевидным. В первом квартале потребление угля в США упало более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Воздействие Covid на экономику привело к дальнейшему снижению спроса на уголь, лишь незначительно компенсируемому повышением цен на природный газ после августа. Однако в конце года потребление угля восстановилось, и декабрь 2020 года стал первым месяцем, когда спрос в США вырос по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, использование угля в США за весь год упало почти на 20%, что является самым большим снижением за всю историю.

Похожая история разыгралась в Евросоюзе. Даже до воздействия Covid-19 низкие цены на природный газ из-за мягкой зимы и повышенная доступность СПГ вытесняли уголь с рынка. В апреле и мае тенденция усилилась, потребление угля снизилось почти на 40% из-за снижения спроса на электроэнергию и значительного предложения возобновляемых источников энергии. Спад потребления угля замедлился во второй половине 2020 года, и потребление за весь год снизилось почти на 20% по сравнению с 2019 годом.

Перспективы угля

Запасов нефти, по оценкам, при нынешних темпах потребления хватит примерно на 50 лет, газа – на 53 года, угля – на 130 лет. При этом разведанные запасы угля оцениваются в 8% об общегеологических.

В последние тридцать лет наблюдается тенденция роста мирового потребления угля.

Источник: https://yearbook.enerdata.ru/coal-lignite/coal-production-data.html

Двух-трехкратное превышение запасов угля по срокам использования означает, что его цена будет расти гораздо медленнее, чем цена газа и нефти, последние должны начать стремительно дорожать по мере истощения запасов и перехода на эксплуатацию все более дорогостоящих по добыче месторождений.

Поэтому даже если ВИЭ будет вытеснять уголь из производства электроэнергии, скоро он станет значительным источников снабжения экономик мира топливом и сырьем для химической промышленности. Так, в 2019 г. в мире было произведено около 15 млн т синтетического жидкого топлива из 65 млн т угля. В 2016 году одна из российских угольных компаний провела исследование экономической обоснованности производства синтетического жидкого топлива. Речь шла о небольшом производстве, в основном, для собственных нужд. «Были проведены предварительные расчеты экономической эффективности работы комплекса мощностью 1000 тонн угля в сутки, и в нашем случае мы можем сказать, что данная технология может быть инвестиционно привлекательна и эффективна при ценах на нефть не ниже $80 за баррель», – говорилось в отчете компании. Такую цену нефти некоторые исследовательские фирмы обещают уже к 2023 году.

Reuters Graphic

Показательна политика Китая, который, с одной стороны, объявляет о планах по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, с другой, ускоренно разворачивает угольные проекты.

В 2020 г. Китай ввел в эксплуатацию 38,4 ГВт новых угольных энергомощностей, что более чем в три раза превышает объем строительства в других странах мира. И согласно исследованию, опубликованному американским аналитическим центром Global Energy Monitor (GEM) и Хельсинкским Центром исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), мощность угольной генерации Китая в 2020 г., с учетом выбывших мощностей, выросла на 29,8 ГВт, в то время как остальной мир сократил производство электроэнергии на угле на 17,2 ГВт. Более того, в 2020 г. Китай одобрил строительство еще 36,9 ГВт угольных мощностей, что в три раза больше, чем годом ранее, доведя их общий объем до 88,1 ГВт.

В текущем году, пишет Bloomberg, три крупнейших в мире потребителя угля – Китай, Индия и США – готовятся сжигать еще больше.

Американские электростанции будут потреблять на 16% больше угля в этом году, чем в 2020 году, а затем еще на 3% в 2022 году, сообщило Управление энергетической информации. Китай и Индия, на долю которых вместе приходится почти две трети спроса, не планируют сокращать его в ближайшей перспективе.

Для Китая и Индии рост потребления угля является отражением растущего спроса на электроэнергию, который сохраняет уголь в качестве доминирующего источника производства электроэнергии, даже если они добавляют огромное количество солнечной и ветровой мощности. В то время как Индия осуществила амбициозное внедрение солнечной энергетики, уголь по-прежнему составляет около 70% ее производства электроэнергии. Потребление на электростанциях страны вырастет на 10% в этом году и будет расти каждый год, по крайней мере до 2027 года, сообщает Bloomberg Intelligence.

В США уголь восстанавливается после того, как пандемия коронавируса сократила потребление электроэнергии и спрос на топливо на 19% в прошлом году. Это также результат роста цен на природный газ, которые выросли более чем на 40% по сравнению с прошлым годом.

Согласно прогнозам EIA в ближайшие пару лет количество сжигаемого угля в котлах электростанций в США вырастет на 25%. С примерно 400 млн тонн в 2020 году до 500 млн тонн в 2022 году.

Когда газ становится дороже, коммунальные службы часто начинают сжигать больше угля, чтобы снизить затраты, даже если это приводит к удвоению выбросов. EIA ожидает, что цены на газ останутся высокими и в 2022 году, что указывает на высокий спрос на уголь в следующем году, делают вывод аналитики Bloomberg.

По данным госстатистики КНР, добыча угля в стране за первые два месяца текущего года выросла на 25% в годовом сравнении – до 620 млн тонн, сообщает телеграмм-канал Coala. Опора Китая на уголь объясняется минимальной зависимостью Китая от иностранного угля – 7,1% по итогам 2020 года, в отличие от почти 40% зависимости от импортного газа. Энергетическая безопасность важнее для Пекина, чем разговоры о сокращении выбросов СО2.

ВИЭ может частично заменить уголь в выработке электроэнергии, но не в производстве топлива для автомобилей и самолетов. Через 5-6 лет, с повышением цены нефти и газа, мир будет ожидать угольная революция, когда начнется повышение его доли в выработке топлива. Поэтому поддержание добывающих угольных мощностей принципиально для энергетической безопасности угольных стран: Китая, России, Индии, и, возможно, даже США.

Scroll Up