«ЛУКОЙЛ» входит в очередной африканский проект вопреки недовольству Силуанова

«ЛУКОЙЛ» сообщил, что заключил соглашение с Cairn Energy PLC о покупке 40% в углеводородном проекте RSSD (Rufisque, Sangomar и Sangomar Deep) в Сенегале за $300 млн. Сделка будет закрыта после выполнения отлагательных условий, включая одобрение правительством Республики Сенегал, передал «Интерфакс».

Суммарная площадь блоков, входящих в проект, составляет 2212 кв. км. Блоки расположены на глубоководном шельфе Республики Сенегал в 80 км от берега. Глубина моря в районе блоков составляет 800-2175 м. В пределах блоков открыто два месторождения: Sangomar и FAN.

По месторождению Sangomar в начале 2020 года принято окончательное инвестиционное решение (FID) и начаты работы по его обустройству. По оценкам компании, извлекаемые запасы углеводородов месторождения Sangomar составляют около 500 млн б.н.э. Запуск месторождения планируется в 2023 году с проектным уровнем добычи нефти 5 млн тонн в год.

Проект RSSD реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Оператором проекта является компания Woodside с долей 35%. Другие партнеры — компания FAR (15%) и государственная компания Petrosen (10%).

«Приобретение доли в проекте с разведанной ресурсной базой на ранней стадии разработки полностью соответствует нашей стратегии и позволяет укрепить наше присутствие в Западной Африке. Участие в проекте с профессиональными международными партнерами позволит получить дополнительный опыт работы на морских месторождениях в регионе», — заявил через пресс-службу президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

«ЛУКОЙЛ» работает в Африке с 1995 года. Основные активы сосредоточены в западной части континента — в Гане, Камеруне, Республике Конго и Нигерии. Алекперов в начале года говорил, что «ЛУКОЙЛ» определил Западную Африку и Мексиканский залив стратегическими регионами.

Но не все зарубежные проекты компании складываются удачно. Проект на шельфе Ганы с участием «ЛУКОЙЛа» — DWT/CTP (Deepwater Tano/Cape Three Points) − откладывается из-за падения цен на нефть. Об этом сообщается в годовом отчете норвежской Aker, чья дочерняя компания Aker Energy является оператором проекта.

В отчете говорится, что ранее Aker Energy сосредоточилась на получении одобрения плана разработки и эксплуатации месторождения Пекан (Pecan), что «заложило бы прочную коммерческую основу для принятия инвестиционного решения и финансирования разработки». Однако, как отмечается, с учетом беспрецедентного обвала цен на нефть в первом квартале 2020 года, «компания при поддержке Aker решила отложить проект Пекан на неопределенный срок».

«Буровые работы в 2019 году подтвердили наличие ресурсов в объеме 450-550 млн баррелей нефтяного эквивалента на блоке DWT/CTP», — сообщает компания.

«Если ранее компания планировала начать производство через 37 месяцев после одобрения проекта, то существующие транспортные и логистические ограничения, а также неопределенность на рынке, не позволяют компании рассматривать этот график как возможный. В настоящее время компания сфокусируется на потенциале улучшения проекта, в том числе в части технических решений», — поясняется в документе.

Aker Energy ведет конструктивный диалог с властями Ганы, и стороны имеют общее понимание стоящих перед ними задач, отмечает компания.

«ЛУКОЙЛ» вошел в проект DWT/CTP (Deepwater Tano/Cape Three Points) на шельфе Ганы в Западной Африке в марте 2014 года. Блок Тано площадью немногим более 2 тыс. кв. км расположен в западной части акватории Ганы в Гвинейском заливе, вблизи побережья Камеруна, в 80 км от берега. Глубина моря в пределах блока варьируется от 1,6 тыс. до 3 тыс. м. На блоке было открыто семь месторождений: пять нефтяных и два газовых. Месторождение Pecan является одним из самых глубоководных месторождений в мире (2600 метров).

Общие запасы месторождения Пекан оцениваются в 334 млн баррелей нефти, а «полка» добычи — в 110 тыс. баррелей нефти в день. Ожидается, что добыча на месторождении продлится более 25 лет. Общий объем инвестиций планируется в размере $4,4 млрд, за исключением тарифа на фрахт судна.

В октябре прошло года Вагит Алекперов заявил о начале выхода «ЛУКОЙЛа» из саудовского проекта с Saudi Aramco. «С Saudi Aramco у нас традиционно дружеские отношения. У нас там был крупный геологоразведочный проект, открыли там месторождение. К сожалению, это сложно построенное месторождение, сверхглубокие (пласты — ИФ). Saudi Aramco, правительство Саудовской Аравии не смогли создать те условия, чтобы это было экономически целесообразно разрабатывать», — сказал он.

«Мы делаем огромные трейдинговые совместные операции. Litasco (международный трейдер «ЛУКОЙЛа» — ИФ) является крупным приобретателем нефти и поставщиком нефтепродуктов», — напомнил он.

Алекперов добавил, что компания обсуждает сотрудничество с Saudi Aramco в третьих странах. «Пока не обсуждаем совместное участие в Узбекистане. Но мы постоянно изучаем совместные возможности. В том числе в третьих странах, на африканском континенте совместно работать. Но это пока в стадии изучения и переговоров», — сказал он.

«ЛУКОЙЛ» владеет 80% в совместном предприятии с Saudi Aramco — LUKOIL Saudi Arabia Energy Ltd. (Luksar). В 2009 году «ЛУКОЙЛ» сообщал, что открыл два месторождения в Саудовской Аравии — Тухман и Мушаиб — с запасами по категории С1 плюс С2 в 70 млн тонн конденсата и 300-400 млрд кубометров газа. Компания ожидала начала добычи углеводородов на проекте в Саудовской Аравии в 2015 году. Однако стороны не смогли договориться о цене на газ, и в 2017 году «ЛУКОЙЛ» заявил, что выходит из проекта.

Активностью «ЛУКОЙЛа» в Африке летом прошлого года возмущался минист финансов Антон Силуанов. «Меня всегда беспокоит,… — мы оказываем помощь «дайте нам льготы по месторождениям, дайте нам льготы по НДПИ». Сейчас вот я читаю, наша уважаемая компания «ЛУКОЙЛ» вложила $800 млн в шельф на Конго, а мы им льготы предоставляем. Вопрос, так наши льготы куда идут? В нашу экономику или в иностранные экономики?», — сказал он, выступая на сессии Петербургского международного экономического форума.

Scroll Up