Ловушка СПГ в формате Prelude

Министерство энергетики РФ запланировало увеличение производства сжиженного природного газа (СПГ) до 120-140 млн тонн (с текущих 30 млн тонн) к 2035 году, и это потребует $80 — $110 млрд инвестиций, заявил замминистра Павел Сорокин. Он обосновал проект прогнозом, будто в мире на горизонте 10-12 лет существует незаконтрактованное окно с учетом роста спроса на СПГ примерно 200-250 млн тонн, как минимум. Российской Федерации важно развивать этот сегмент ТЭК, поскольку в мире наблюдается значительной рост спроса на СПГ, и нужно успеть занять эту нишу, подчеркнул замглавы Минэнерго.

Однако радужные планы Минэнерго выглядят диссонансом с нынешним положением дел в мировом сегменте СПГ.

В США имеет место колоссальное расхождение между мощностями по производству СПГ на экспорт и его реальным экспортом.

Экспорт американского СПГ в январе 2020 года составил в среднем 8 БКФ/сутки. К июлю экспорт сократился до 3,1 БКФ/сутки. В годовом исчислении 3,1 БКФ/сутки соответствует 21 млн тонн, а резерв мощности в 10 БКФ/сутки соответствует 69 млн тонн. То есть сейчас в США неиспользуемый резерв мощностей по производству СПГ 48 млн тонн.

Общая загрузка мощностей по сжижению газа в США сейчас составляет около 30%.

Почти трехкратное снижение экспорта СПГ из США никак не соответствует такому же падению мировых экономик. У США долю мирового рынка СПГ отняли, в первую очередь, Россия, Австралия Катар и другие арабские страны.

Но и в той же Австралии ситуация с экспортом СПГ не выглядит блестяще. В феврале 2020 года Shell была вынуждена за отсутствием спроса на СПГ остановить крупнейший в мире плавучий завод по производству СПГ Prelude. Судно имеет длину 488 метров, ширину 74 метра. Водоизмещение 600000 тонн, что в 6 раз больше чем у новейшего американского авианосца «Джеральд Р. Форд», затраты на его строительство составили 12-17 млрд долларов, в полтора превысив стоимость авианосца. Это самый большой плавучий объект в мире, на котором работают 5000 человек.

А в мире реализуются новые проекты по производству СПГ. Последний крупный контракт − финансирование для нового СПГ проекта Mozambique LNG (оператор и крупнейший акционер — Total), объём кредитов — 15-16 миллиардов долларов, вся стоимость проекта — свыше 20 миллиардов.

При этом надо учитывать, что душевое потребление энергии в мире растет очень медленно, а то и вовсе прекратило рост в развитых странах.

Источник: ежегодник BP 2020 г.

Потребление СПГ может вырасти только за счет замены газом угля и атомной энергии, но резервы здесь не 3-5 кратные, как в фантазиях Сорокина.


Источник: ежегодник BP 2020 г.

К тому же активное развитие ВИЭ будет вытеснять углеводороды из энергетического баланса.

В России уже имеется негативный опыт «великих газовых проектов». На треть мощности работает «Сила Сибири», практически остановлен газопровод в Турцию «Голубой поток», по «Турецкому потоку» перекачивается едва ли треть от возможного. Очень похоже, что навечно останутся под водой без пользы трубы «СП-2».

Увеличить в 3-5 раз производство СПГ в России можно, но найти на него покупателей − вряд ли. Другие производители СПГ не будут простаивать, если откроются новые ниши и попробуют максимально захватить рынки. К тому же себестоимость газа с берега Ледовитого океана никогда не станет сопоставимой с себестоимость СПГ с берегов Персидского залива. «Новатэк», к примеру, сейчас обеспечивает свою операционную рентабельность только за счет продаж сопутствующего конденсата.

Продвигая резкое увеличение производства СПГ, Минэнерго может угодить в ту же ловушку, в которую угодил российский трубопроводный газ и Shell с его Prelude: мощности есть − сбыта нет.

Scroll Up