Государство хочет вернуть подаренные нефтяникам деньги

Минфин разослал по профильным министерствам законопроект об изменении налога на дополнительный доход (НДД), сообщил «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. Нововведения позволят Минфину за три года вернуть 200 млрд рублей, которые компании выгадали за счет налога в 2019 года.

За 2019 год разработанный Минфином в качестве эксперимента налог на дополнительный доход (НДД) позволил нефтяникам недоплатить в бюджет, по оценке министерства, 213 млрд руб. По НДД налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а финансовый результат (выручка от продажи нефти за минусом затрат). На НДД были переведены четыре группы месторождений, которые отличались выработанностью, наличием льгот и определенным географическим положением. Самой большой по объему добычи (около 26 млн тонн в год) получилась вторая группа — это месторождения, которые имели льготы по экспортной пошлине на нефть и могли переходить на НДД добровольно. В Минфине отмечают, что именно на вторую группу пришелся основной объем выпадающих доходов.

Изменения в НДД можно разделить на две части. Первая ухудшает условия НДД для всех групп месторождений: это запрет уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Так, действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.

Вторая часть — это ухудшение условий именно для второй группы месторождений: вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021–2023 годах предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

Эти меры, по оценке Минфина, должны принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году.

Обсуждение НДД летом 2018 года сопровождалось радужными планами, что налог будет стимулировать инвестирование в новые эффективные технологии нефтедобычи и в конечном итоге приведет к увеличению текущего коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит увеличить КИН с 27,2 до 35%, а добычу нефти — на 10–12 млн т/год. Теперь ситуация изменилась. Дополнительная нефть никому не нужна из-за ограничений ОПЕК+, а вкладываться новые технологии для увеличения КИН нефтяники так и не стали. Зато в бюджете РФ из-за падения цен на углеводороды и экономического кризиса образовалась дыра в 5% ВВП.

Интересы бюджеты как обычно возобладали над благими намерениями, и сверхприбыль нефтяников Минфин решил вернуть себе обратно.

По данным “Ъ”, наиболее жесткую позицию против новых правил взимания НДД занимает «Роснефть», которая предлагает ничего не менять. Спорные вопросы с «Роснефтью» обычно решают на уровне президента, так будет и на этот раз, предполагают в издании.

Scroll Up