В России нет денег бурить скважины, а в США – закупоривать

В США насчитывается от нескольких сотен тысяч до 3 миллионов заброшенных нефтегазовых скважин (в зависимости от определения таких скважин). Многие из них были заброшены десятки лет назад, когда требования к закупорке таких скважин были минимальны, а то и вовсе отсутствовали. Хозяева таких скважин неизвестны или давно разорились, и теперь из них выделяется метан (опасный парниковый газ) и разные другие составляющие.

Общие затраты на программу закупорки скважин для известных 56 600 «осиротевших» скважин могут составлять от 1,4 до 2,7 миллиардов долларов. Расширение программы по выявлению и заглушке 500 000 скважин может стоить от 12 до 24 миллиардов долларов.

Власти США и штатов рассматривают программу по закупориванию скважин не только с точки зрения выбросов парниковых газов, но и для создания рабочих мест в отрасли. В период с февраля по июнь 2020 года в нефтегазовой отрасли было потеряно более 76 000 прямых рабочих мест. Но кто именно и как будет финансировать программу, пока не решено.

В России задумались об обратном процессе – бурении скважин про запас, то с той же целью − занять работой сервисные компании, спрос на услуги которых резко сократился.

Но как и в США, сообщает «Коммерсант», идея создания фонда незаконченных скважин на 300 млрд руб., которая обсуждалась на совещании у президента РФ как мера поддержки нефтесервисного рынка, похоже, забуксовала вследствие отсутствия понятного механизма финансирования работ.

Минэнерго предлагало бурить скважины на кредитные средства, а затем передать их нефтекомпаниям. Российские сервисные компании, считают в министерстве, могут не пережить период спада, и их долю рынка займут крупные иностранные игроки. Как отмечал глава Минэнерго Александр Новак, задача состоит в сохранении нефтесервисного сектора, чтобы он был дееспособен к моменту, когда добыча нефти в России возобновится в полном объеме.

Минфин затягивает с выделением средств, а сами нефтяники не горят желанием платить за бурение скважин из отощавших бюджетов, даже с частичной поддержкой федерального бюджета и налоговыми льготами. Никто не может гарантировать, что Россия в апреле 2022 года действительно покинет сделку ОПЕК+ и компаниям понадобятся все новые пробуренные скважины. А учитывая предстоящий спор с Минфином на 200 млрд руб. о параметрах налога на дополнительный доход, шансы создать фонд скважин и обеспечить работой бурильщиков в этом году выглядят особенно неопределенными. В следующем же году, резонно замечает автор издания, вопрос утратит остроту: многие сервисные компании до этого момента могут и не дожить.

Scroll Up