Электромобили успешно преодолевают пандемию

Массовый дрейф частных и легких коммерческих автомобилей в сегмент электромобилей считается основным фактором, который будет определять спрос на нефть и нефтепродукты в ближайшие десятилетия. Основания для энтузиазма сторонникам электрификации транспорта на рубеже 2020/2021 годов дает тот факт, что продажи электромобилей выросли в 2020 году, когда пандемия резко сократила продажи авто с ДВС.

В первые девять месяцев 2020 года вследствие спада продаж автомобилей пострадал каждый крупный автопроизводитель, за исключением Tesla, отмечает Блумберг. Компания продала больше автомобилей, чем когда-либо прежде, и закончила год включением в фондовый индекс S&P 500.

Успех Tesla не исключение, Volkswagen, и Daimler продемонстрировали рекордное снижение общих продаж, но продажи их электромобилей удвоились.

Продажи автомобилей крупных производителей за первые три квартала 2020 года по сравнению тем же периодом 2019 года

Некоторые из самых значимых на сегодняшний день моделей электромобилей были запущены в разгар пандемии, в том числе спортивный внедорожник Tesla Model Y в феврале и хэтчбек VW ID.3 в сентябре. Если бы потребители отвергли их, это могло бы отбросить инвестиции в электромобили на годы, предполагают эксперты.

Расхождение рынков авто с ДВС и электромобилей стало заметно в 2018 году, когда рост продаж электромобилей происходил на фоне снижения продаж авто с ДВС. Тогда уже появилась идея, что продажи авто на ископаемом топливе никогда не вернутся к уровням продаж 2017 года, то есть пик авто с ДВС пройден. Аналитики Блумберга заявляют: пандемия сделала это предположение реальностью. Двигатели с ДВС стали историей. Пандемия ясно показала: пик авто на бензине позади, уверенно заявляет Блумберг.

По данным BNEF, автопроизводители работают над 35 новыми полностью электрическими автомобилями, которые будут выпущены в 2021 году. В 2020 году Tesla открыла завод в Остине, штат Техас, по производству пикапов. Хорошо финансируемые стартапы электромобилей Rivian и Lucid Motors вносят последние штрихи в свои решающие модели. Volkswagen продал первые автомобили на своей новой модульной платформе, на которой будут построены десятки будущих электрических моделей. Китайские автопроизводители подготовились к новым дебютам на западных рынках: BYD Tang EV600, Geely Polestar 2, Xpeng P7. Блумберг предлагает полюбоваться новыми моделями.

Тем не менее, рост продаж электромобилей во время совмещенных кризиса-пандемии может объясняться прозаическим ростом расслоения по уровню жизни и обнищанием среднего класса. Спрос практически на любых рынках в кризисе имеет два выраженных пика: сдвиг в дешевый сегмент тех, кто стал беднее, и сдвиг в дорогой сегмент тех, кто разбогател. В Европе средний возраст автомобилей последние годы постоянно растет и сейчас составляет 11 лет. А в США дотация на электромобиль в нынешнем году составляет $7798, это цена нового авто в нижнем ценовом сегменте. В Европе дотация – $6977.

Аккумуляторные автомобили достигли рубежа ценового паритета

Аккумуляторы – это технология, а не топливо, а это означает, что чем больше их выпускается, тем дешевле они в производстве. Согласно данным BNEF, каждый раз, когда глобальные поставки аккумуляторов удваиваются, их стоимость падает примерно на 18%.

В прошлом году первые компании достигли «Святого Грааля» в аккумуляторных батареях: цены 100 долларов за киловатт-час. Аналитики давно предсказывают, что при такой стоимости аккумуляторов цена электромобилей будет примерно равна стоимости аналогичных автомобилей, работающих на бензине. Однако цены на EV на картинках пока в несколько раз выше, чем на бензиновые машины низкого и среднего класса.

Стоимость аккумуляторов

В начале этого года вступили в силу новые жесткие правила ЕС по топливной эффективности, что подстегнуло потребителей к покупке электромобилей. В богатой нефтью Норвегии более 70% новых автомобилей, проданных в 2020 году, были либо чистыми электромобилями, либо гибридами PHEV. Доля рынка электромобилей по всей Европе в третьем квартале выросла до 11% от всех новых автомобилей, что почти вдвое больше, чем в Китае.

Переменчивые ветры политики

Согласно новым европейским правилам топливной эффективности, компании, которые не в состоянии сократить выбросы своих моделей, должны платить огромные штрафы или же покупать у компаний, имеющих более экологичные автомобили, зеленые сертификаты. Благодаря таким сертификатам Tesla получила достаточно средств для оплаты строительства ее первого европейского завода, который заработает в следующем году.

В Китае EV-субсидии должны были истечь в апреле, но их продлили до 2022 года, что дало новый толчок продажам электромобилей. На рынок также сильно подействовало обещание Китая стать климатически нейтральной страной к 2060 году.

Главным событием для мира зеленого транспорта Блумберг справедливо считает победу Джо Байдена на президентских выборах в США, где в авто сжигается каждый пятый баррель нефти в мире. Президент Трамп вывел США из Парижского климатического соглашения, снизил стандарты эффективности транспортных средств и позволил истечь субсидиям на экологически чистую энергию. Одним из первых шагов нового президента стало назначение бывшего госсекретаря Джона Керри специальным посланником по климату, для него учреждена новая должность на уровне кабинета министров. Керри, архитектор Парижского пакта, пообещал присоединиться к нему в первый же день работы новой администрации.

Теперь три крупнейшие мировые державы – США, Китай и Европа – готовы проводить политику, ускоряющую переход от нефти к электричеству. Вместе эти трое ответственны за сжигание более половины всей нефти в мире.

Однако абсолютно безоблачного неба долго не бывает. По словам Ната Булларда из BloombergNEF, в большинстве прогнозов в области энергетики не учитываются переменчивые ветры политики. Пока геополитический фон подтверждает идею о том, что спрос на нефть выйдет на плато и снизится, а не достигнет новых максимумов. «Момент, в котором мы находимся, ускорил множество изменений и, что удивительно, сохранил в бухгалтерских книгах большую часть политики в области изменения климата, от которой можно было бы легко отказаться», – говорит Буллард. Возможность «легко отказаться» от политики в области изменения климата никуда не исчезла, она может быть востребована в любой момент.

Эти же «переменчивые ветры политики» не позволяют сделать однозначный прогноз о развитии электротранспорта. Например, в недавнем докладе Equinor Energy Perspectives 2020 рассматриваются три варианта развития мировой энергетики – «реформа», «соперничество», «перебалансировка» (Ref, Riv, Reb). До 2022 года потребление нефтепродуктов транспортом идет по одной и той же траектории, но затем сценарии расходятся, к 2050 году общий спрос на транспортную нефть в разных сценариях колеблется от 10 до 48 Мб/с.

Авторы также указывают на неопределенность будущего спроса за счет таких непредсказуемых факторов, как трансформацию личного владения автомобилями в пользование услугой предоставления транспортного средства в пользование со стороны производителя, развитие кашеринга и объединения пользователей авто по совместному использованию автопарка, сдвиг в сторону увеличения доли общественного транспорта и альтернативных транспортных средств, таких как электровелосипеды и скутеры. Цифровые технологии и автоматизация позволят повысить эффективность работы грузового сектора, сократив объем перевозок грузов по суше или морю, предполагают норвежцы.

Продажи новых автомобилей в трех сценариях различаются кардинально. Если же реализуется сценарий «соперничество» (Riv), то продажи авто с ДВС не уменьшатся и в 2050 году.

Оптимистично на будущее ДВС смотрят в ОПЕК. Генеральный секретарь картеля Мухаммед Баркиндо заявил, что, по его данным, активное внедрение транспортных средств на альтернативном топливе, конечно, приведет к снижению потребления нефти в транспортной сфере к 2045 году, но всего на 8,6 Мб/с в сравнении с 2019 года, около 20% нынешнего потребления.

Хотя производители автомобилей вкладывают в развитие своих электрических моделей огромные средства, они предостерегают от излишней эйфории и ускорения процесса перехода на EV. Акио Тойода, президент и генеральный директор японской Toyota, недавно предупредил, что полный переход на электрокары вызовет большие проблемы: текущая бизнес-модель автомобильной промышленности рухнет, если отрасль слишком поспешно перейдет на электромобили. Он отметил, что нынешним летом Япония осталась бы без электричества, если бы все автомобили в стране вдруг стали электрическими. А поскольку большая часть электроэнергии в стране вырабатывается за счет сжигания угля и природного газа, переход на электромобили вовсе не помогает окружающей среде.

Планы Европейского Союза по выпуску 30 миллионов электромобилей к 2030 году «далеки от сегодняшней реальности», заявляют в Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA). АСЕА подчеркивает, что в прошлом году только 0,25% (615 000 из 243 миллионов автомобилей в ЕС) составляли электрические модели. Генеральный директор ACEA Эрик-Марк Уитема говорит, что не созданы необходимые условия для такого масштабного скачка числа электромобилей.

Но в целом у экспертов пока преобладает мнение, что к 2050 году электромобили вытеснят авто с ДВС. Например, компания DNV GL предсказывает оставшуюся долю ДВС в общем парке пассажирских автомобилей в США 9,8%, а в Европе – 1,7%. Общемировая картина, по мнению компании, выглядит так.

***

В 2015 году генеральный директор ConocoPhillips Райан Лэнс сказал Bloomberg, что электромобили смогут оказать существенное влияние на спрос на нефть лет через 50 лет – вероятно, не при его жизни. Всего пять лет назад это было широко распространенной точкой зрения. Сегодня мало кто из представителей нефтяной отрасли мог бы так сказать, утверждает Блумберг.

От соотношения авто с ДВС и электромобилей будет зависеть, когда наступит (или уже наступил) поворотный момент для перехода от рынка, где нефти мало, к рынку с дешевой нефтью, которая поставит перед производителями сложные вопросы. Вырастет риск инвестирования в новые нефтяные проекты, и нефть перестанет быть инструментом политики.

Scroll Up