У российских нефтегазовых компаний раздвоилась экологическая открытость

Очередное исследование открытости экологической информации российского нефтегазового сектора, выполненное CREON Group и Всемирным фондом дикой природы (WWF) при участии рейтингового агентства АКРА, продемонстрировало поляризацию между прозрачными и непрозрачными игроками отрасли.

Если крупные публичные корпорации уже пытаются действовать на опережение, самостоятельно формируя «зеленые» цели, то частные компании занимают преимущественно оборонительную позицию, оберегая сведения о своих экологических проблемах и инициативах от посторонних.

Практически каждый год авторы рейтинга, который в этом году отметил восьмилетие, констатируют, что конкуренция между его участниками усиливается по мере актуализации мировой климатической повестки. На сей раз это усиление конкуренции проявилось в том, что впервые не удалось выявить единоличного лидера.

Первое и второе места в исследовании 2021 года поделили компании «Зарубежнефть» (она была победителем рейтинга годом ранее) и «Татнефть», набравшая сразу пять позиций. Точно так же авторам рейтинга пришлось разделить 3-4 места между компаниями «Сахалин Энерджи (Сахалин-2)» и «Сургутнефтегаз», которые годом ранее занимали те же позиции. При этом разрыв между лидерами и ближайшими преследователями составил лишь 0,66 балла.

Главным же антигероем рейтинга-2021 оказался ЛУКОЙЛ, год назад занимавший третье место, а теперь оказавшийся лишь восьмым.

Компания не опубликовала необходимые данные для расчета двух показателей, связанных с утилизацией и обезвреживанием отходов, а также ей были начислены штрафные баллы в связи резонансной аварией нефтепровода ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» у реки Колва в мае этого года.

Начиная с 2015 года в рейтинге, за редким исключением, присутствует больше двух десятков компаний, которые в совокупности обеспечивают более 90% российской нефтегазовой продукции. В исследовании 2021 года инициаторы проекта провели анализ всех восьми рейтингов, который показал, что участников рейтинга можно разделить на два устойчивых и почти неизменных по составу кластера — «прозрачный» и «непрозрачный». В первом из них сосредоточены компании, которые постоянно наращивают раскрытие экологической информации и ведут борьбу за вхождение в первую тройку, а вторую группу составляют преимущественно небольшие игроки, не представляющие сведения, которые интересуют авторов рейтинга, в должном объеме. Для них ежегодное присутствие в исследовании можно описать формулировкой «главное — не победа, а участие».

По словам главного аналитика Росзаповедцентра Минприроды РФ Светланы Шейнфельд, последняя тенденция среди нефтегазовых компаний, стабильно занимающих в исследовании высокие места, — проактивная позиция в отношении раскрытия экологических данных: «Сейчас в среде этих компаний стало модно быть экологически информированными и демонстрировать наличие качественного и количественного прогресса в этом направлении. Безусловно, одна из причин этого — смена поколений и мировоззрения, обусловленная активной деятельностью гражданского общества. Роль рейтингов экологической прозрачности в этом изменении мировоззрения тоже очень важна».

Что же касается «непрозрачного» кластера, то государственные контролирующие органы в области охраны природы, ответственные инвесторы и страховые компании, а также экологические организации должны обратить особое внимание на его повышенные экологические риски, уверен руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК Алексей Книжников.

Как отмечают составители рейтинга, тренд на непрозрачность усиливается: по итогам 2020 года средний балл нефтегазовых компаний России продемонстрировал самое заметное снижение за восьмилетнюю историю исследования — более 20% к предыдущему рейтингу.

В текущей версии рейтинга к «непрозрачному» кластеру отнесены 10 из 22 компаний, тогда как годом ранее его составляли лишь 5 из 18 участников.

Разрыв баллов между нижней компанией «прозрачного» кластера и верхней компанией кластера «непрозрачного» в зависимости от года варьируется от 0,3 до 0,5 баллов, что в условиях использования 2-балльной шкалы является трудно преодолимой пропастью, отмечают составители. Лишь немногим компаниям удалось ее преодолеть — например, «Татнефть» за четыре года переместилась из одной группы в другую, войдя в число призеров.

Тем не менее, признает директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц, за последние несколько лет подход многих компаний к обнародованию экологической информации стремительно изменился. Если три-четыре года назад она считалась их конкурентным преимуществом, которое лучше не предавать публичности, то теперь компании все чаще сами берут на себя обязательства по экологической прозрачности. По словам Шварца, одной из главных задач на старте рейтинга было открыть корпоративную информацию, и эта задача выполнена, однако по-прежнему не удается сделать общедоступной отчетность компаний, которую они сдают в Росприроднадзор, например, об инцидентах на своих объектах.

Мы мнению председателя совета директоров CREON Group Фареса Кильзие, в рейтинге удалось найти баланс между природоохранной деятельностью и бизнесом, а высокий уровень экологической открытости, уже достигнутый рядом российских нефтегазовых компаний, свидетельствует об их серьезной подготовке к декарбонизации евразийской экономики, которая станет возможной только с их участием.

«Именно нефтяные и газовые компании владеют всей инфраструктурой по переработке и доставке энергоносителей, которая необходима для плавного и взвешенного перехода на возобновляемую энергию.

Поэтому мы усилим не только диалог с нефтегазовым сектором и контролирующими госорганами Евросоюза и Евразии, но и ускорим развитие механизмов независимого мониторинга и верификации нефинансовой отчетности»,

— отмечает Кильзие.

В то же время, уточняет он, вопрос об отказе от финансирования проектов нефтегазовых компаний на сегодняшний день не стоит. Этот сектор станет основными носителями новых «зеленых» продуктов, которые постепенно заменят ископаемое топливо на чистые аналоги, такие как водород и биотопливо. Но российским нефтегазовым компаниям следует пристальное внимание на сегмент «зеленого» финансирования, добавляет Фарес Кильзие: «Есть ощущение, что пока они не понимают механизмы работы с „зелеными“ бондами. Надеюсь, что в ходе наших действий и дискуссии с Еврокомиссией мы сможем найти формулу для формирования рабочей группы, которая сможет предложить западным финансовым институтам участие в российских проектах».

Источник: Нефть и Капитал

Scroll Up