Спецоперация правительства «рост налогов»

Середина сентября 2020 года войдет в историю как период неожиданного (или ожидаемого – по настроению) повышения налогов со стороны государства.

На 2021 год Минфин закладывает увеличение сборов в федеральную казну на триллион рублей − вместо 17,8 трлн в этом году государство планирует собрать 18,8 трлн. При этом рост сбора налогов в условиях падающей экономики считается либо невозможным, либо еще более усиливающим спад.

На спад экономики указывают все индикаторы. Например, индекс региональной экономической активности (РЭА), который рассчитывает ВШЭ на основе на данных по пяти ключевым секторам (промышленность, строительство, розница, услуги и оптовая торговля), глубоко завяз в зоне рецессии. В июне (последний месяц, по которому имеются полные данные) его значение составило 24,6%, что вдвое ниже условного водораздела (50%), отделяющего рост экономики от сжатия.

Хотя в июне по сравнению с маем индекс РЭА прибавил 6,6 процентного пункта, он по-прежнему остается ниже показателей рецессии 2015-16 гг. и лишь чуть превышает уровни пика финансового кризиса 2009 года. При этом в зоне спада остаются 75 субъектов РФ, в 20 из них рецессия охватила все сектора экономики.

В июне «улучшения конъюнктуры по сравнению с соответствующим периодом прошлого года не наблюдалось ни в одном из пяти важнейших секторов экономики и ни в одном из восьми федеральных округов», констатируют эксперты Центра развития ВШЭ.

Хуже всего обстоят дела в Дальневосточном ФО, где индекс деловой активности остался лежать на майском «дне».

Наиболее проблемным сектором остаются платные услуги, расходы на которые радикально сократили потребители, пережившие во втором квартале провал реальных доходов на 8% − рекордную с 1999 года величину.

Значительный спад (РАЭ 15,9%) фиксируется в розничной торговле, промышленности (31,7%) и строительстве (35,4%). Чуть лучше чувствует себя оптовая торговля, состоящая преимущественно из продажи сырья за рубеж (40,2%).

По данным Минэкономразвития, в целом по стране в июне промышленность упала на 9,4%, розничная торговля − на 7,7%; при этом спад в строительстве почти прекратился (-0,1%), а сельское хозяйство прибавило 3%.

Впрочем, усредненная статистика по России ретуширует зоны настоящего экономического бедствия, указывает завотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.

Например, в Тыве промышленное производство каждый месяц 2020 года падает на 35-46%; в республике Марий Эл спад производства достиг 28%, в Костромской области − 26-30%, в Нижегородской − 21-25%, в Ульяновской − 21-23%.

В Якутии обрабатывающий сектор схлопнулся на 28%, в Приморском крае − на 35% в апреле и 18% в мае.

В Костромской области в три раза сократилось снабжение потребителей энергией, газом и паром. Потребление энергии в Псковской области рухнуло на 31%, в Курганской области − на 46%, в Бурятии − на 34%, в Томской области − на 28%.

За полгода общий объем налоговой задолженности в РФ вырос на 229 млрд рублей (30%) и на 1 июля достиг 929,5 млрд рублей, следует из опубликованных данных Росстата.

Неурегулированная задолженность (недоимка) увеличилась почти в 1,5 раза − с 535,2 рублей в начале года до 740,2 млрд на конец второго квартала.

Втрое вырос долг перед бюджетом у сырьевых корпораций, которые на 1 июля задолжали 24,2 млрд рублей по налогу на добычу полезных ископаемых (против 8,1 млрд в начале года).

На 60% увеличилась недоимка страховых взносов, за счет которых пополняются бюджеты ПФР, фонда ОМС и фонда соцстрахования. На конец полугодия в сумме они недосчитались 191,5 млрд рублей.

Никаких предпосылок для улучшения ситуации не предвидится. В опубликованном Банком России проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики» впервые нет ни одного сценария с пометкой «оптимистичный». Даже в самый позитивный «базовый» сценарии ЦБ закладывает среднюю цену нефти в 38 долларов за баррель в этом году, 40 долларов − в следующем и лишь 45 долларов − в 2022-м.

В результате по сравнению с 2019 годом экономика недосчитается 134 млрд долларов валютной выручки в этом году, 112 млрд − в следующем и 70 млрд − через год. В сумме за три года экспортные доходы экономики − 844 млрд долларов − станут минимальными c периода 2004-2006 гг.

Из предполагаемый к сбору в 2021 году 18,8 трлн рублей лишь меньше трети − 6 трлн рублей − обеспечит углеводородная рента, рухнувшая вместе с ценами на нефть и газ.

При этом налоги на нефтяников вырастут. Отменяется большая часть льгот для выработанных месторождений и запасов сверхвязкой нефти (СВН). Главными пострадавшими в данном случае являются «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и, с оговоркой, «Роснефть». Компания Вагита Алекперова располагает большим фондом месторождений с высокой степенью выработанности, находящихся в стадии убывающей добычи. Например, в ключевом для «ЛУКОЙЛа» регионе, Западной Сибири, в 2018 году падение составило 4,5% и в планах компании было хотя бы замедлить темпы этого падения. Однако это требует большого объема буровых работ, рентабельность которых при отсутствии налогового стимулирования сомнительна.

Добывает «ЛУКОЙЛ» и сверхвязкую нефть – около 5 млн т в год. Однако для него отмена льгот на СВН не такая большая проблема, как для «Татнефти». Доля сверхвязкой нефти в добыче компании (3,3 млн т) составляет около 11%. По данным на конец августа 2020 года «Татнефть» намеревалась пробурить на Ашальчинском месторождении СВН 146 скважин до конца года и поддерживать объем бурения на уровне 50 эксплуатационных скважина в год. Отмена льгот с большой вероятностью приведет к обнулению этих планов.

Единственная компания, которой, судя по всему, удалось отстоять свои интересы – «Роснефть». СВН она почти не добывает (1 млн т – ничто на фоне 230 млн т общей добычи). Вдобавок ей уже обещаны льготы на освоение Приобского месторождения (46 млрд рублей в год) и проект «Восток Ойл» (еще 60 млрд).

В благодарность за льготы компания выпустила пресс-релиз, которым фактически дезавуировала свою подпись под письмом нефтяников президенту в просьбой не проводить корректировку НДД. С нефтяниками было солидарно Минэнерго, по оценке которого НДД − эффективный механизм. Благодаря ему в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Минфин предложил, и Госдума фактически приняла корректировки Налогового кодекса, существенно ухудшающие условия НДД для всех групп месторождений. Среди них запрет уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%). Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот. Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей.

Корректировка параметров налога на дополнительный доход (НДД) в долгосрочной перспективе не приведет к значимому сокращению добычи нефти в России, заявил статс-секретарь — замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая в Госдуме. Возможно, он прав, так как добыча нефти и так сократилась в этом году вследствие соглашения ОПЕК+ и падения спроса на мировом рынке. В 2020 году добыча нефти в РФ, по оценке Минэкономразвития, составит 507,4 млн тонн против 560,8 млн тонн в 2019 году, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. В 2021 году ожидается рост добычи нефти лишь до 517,8 млн тонн.

Однако сокращение добычи − не повод отменять льготы на ТРИЗ, так как компании сами могут решить вопрос оптимизации сокращения издержек на добычу. При отмене льгот нефть из ТРИЗ останется в земле, и, возможно, навсегда в случае прекращения работ на месторождении.

Изменение формула НДД, отмена льгот по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти принесет в бюджет, по оценке правительства 218 млрд рублей дополнительных денег.

Наибольший рост налогов ждет металлургов и производителей удобрений. Для них в 3,5 раза повышают налог на добычу полезных ископаемых, что, по оценкам правительства, принесет 56 млрд рублей.

Об ужесточении налогообложения добычи полезных ископаемых государство могло бы подумать и раньше. «При всей кажущейся очевидности макроэкономических соображений они полностью игнорируют глубочайший структурный перекос, накопленный в российской экономике, − говорит Михаил Делягин. − Его суть – концентрация едва ли не всей налоговой нагрузки на одной-единственной нефтяной отрасли при снятии ее с других высокорентабельных отраслей, в особенности также сырьевых и продукции первого передела. В результате нефтяные компании платят налогов впятеро больше, чем все остальные сырьевые отрасли. Доля нефтяной промышленности в бюджете неизмеримо выше ее доли в экономике, в первую очередь из-за колоссальных налоговых диспропорций».

По словам старшего аналитика WMT Consult Валерия Андрианова, налоги составляют порядка 60% от цены на нефть. На втором месте газовая отрасль, где доля налогов в сфере сырья, добываемого «Газпромом», достигает 40 %, у независимых производителей газа не превышает 23 %. В металлургии, золотодобыче и алмазной отрасли доля налогов в цене реализации продукции не превышает 10%. И, что принципиально важно, в отличие от нефтянки, формула НДПИ для других рентных отраслей не зависит от цены на продукцию.

Только если бы правительство озаботилось равномерным налогообложением всех отраслей во время экономического роста, это не вызвало бы такого резко негативного эффекта, как повышение налогов во время спада.

Аналогично повышение налоговой нагрузки на население во время падения его покупательной способности − явно не самый лучший выход из положения. Для физических лиц вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Люди с доходами от 5 млн рублей в год будут платить 15% вместо 13% и пополнят бюджет на 60 млрд рублей.

Одновременно вводится налог на доход с банковских вкладов, от которого государство ждет 100 млрд рублей. Впрочем, эти деньги поступят в бюджет в 2022 году.

Наконец, на 20% повышается акциз на сигареты, от которого бюджет получит дополнительно 70 млрд рублей.

О прогрессивном налоге на личные доходы эксперты, да и простые граждане, говорят с момента введения плоской шкалы подоходного налога в 2001 году, когда решением президента была отменена прогрессивная шкала налогообложения. Сейчас 13% НДФЛ должны платить и самые богатые, и самые бедные, и власть долго ставила это себе в заслугу. Причем тут были и исключения. Например, люди, чей основной доход — дивиденды, должны были платить даже не 13%, а всего лишь 7%. Плоская шкала налогов действует лишь в 29 из 251 страны мира. Во Франции, например, разница в ставках между «налогом на бедных» и «налогом на богатых» − от 14 % до 45 %. Максимальная ставка действует при суммарном годовом доходе свыше 153 783 евро. При этом расчет производится исходя из общего семейного дохода с использованием специальных коэффициентов и различных налоговых вычетов (медицинских, социальных и т.п.). Необлагаемый минимум дохода составляет 9711 евро в год (864 тыс. рублей по текущему курсу).

Повышение налогов не сразу скажется на экономике. То, что нефтяники перестанут разрабатывают месторождения с трудно извлекаемой нефтью и сократят расходы на геологоразведку, экономика почувствует только через два-три года. Главное в другом. Колоссальные денежные потоки в последние годы направляются сырьевиками не на инвестиции, а прежде всего на выплату дивидендов, выводимых, насколько можно понять, в офшоры. Такие металлургические компании, как «Норникель», НЛМК, ММК, пересмотрели недавно свою дивидендную политику и направляют отныне весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. Резкое повышение налогов, без какой-либо компенсации направления прибыли на инвестиции, убедительно доказало правильность их стратегии − выводи, пока не отобрали.

Разовые меры по подъемку/снижению налогов не могут заменить целенаправленной работы по настройке налоговой системы государства, которую бы граждане и бизнес признали справедливой и соответствующей целям развития страны, а не судорожной балансировке бюджета.

Два года назад власти уже повышали НДС, что принесло в бюджет 639 млрд рублей, а также провели пенсионную реформу, которая позволила заморозить расходы на выплаты пенсий (за сокращения численности пенсионеров).

Но начав затягивать налоговые гайки, чиновники не смогли остановиться. В классической экономической теории этот механизм известен как «налоговая ловушка»: в стремлении собрать больше денег власть гасит предпринимательскую активность. В результате после кратковременного повышения сборов налогооблагаемая база сокращается. Чтобы удержать поступления в бюджет, налоги приходится повышать снова, и ситуация замыкается в порочный круг.

Scroll Up