Рынок нефти захлестывает негатив

Подзаголовок

ОПЕК ухудшила прогноз по мировому спросу на нефть на 2020 и 2021 годы на 0,4 миллиона баррелей в сутки, ожидая теперь его падения на 9,5 миллиона баррелей в сутки в текущем году и роста на 6,6 миллиона баррелей в сутки в следующем году, говорится в сентябрьском докладе организации.

«Прогноз по падению мирового спроса на нефть в 2020 году был пересмотрен в сторону понижения на 0,4 миллиона баррелей в сутки по сравнению с августовским докладом, до 9,5 миллиона баррелей в сутки. Таким образом, спрос ожидается на уровне 90,2 миллиона баррелей в сутки», — сообщается в докладе.

Ухудшение прогноза связано главным образом со снижением уровня экономической активности в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона из-за роста числа случаев заражения COVID-19. Так, спрос на нефть в Индии, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах во втором квартале был намного ниже, чем ожидалось изначально. Вместе с тем спрос на нефть в Китае во втором квартале превзошел ожидания.

«На 2021 год прогноз мирового спроса на нефть также был понижен примерно на 0,4 миллиона баррелей в сутки. Ожидается, что в 2021 году спрос вырастет примерно на 6,6 миллиона баррелей в сутки и достигнет 96,9 миллиона баррелей в сутки», — говорится в документе.

ОПЕК отмечает, что прогнозы по спросу могут быть снова понижены из-за роста заболеваемости коронавирусом и сложностей, связанных с вакцинацией. По оценкам организации, ограничения из-за пандемии и работа многих предприятий в удаленном режиме могут воспрепятстовать полному восстановлению транспортного сектора в следующем году до уровней 2019 года.

Негативный прогноз ОПЕК поддерживают ближневосточные страны ОПЕК, которые решили вернуться к политике скидок на свою нефть после слабого летнего сезона. Лето оставило производителей и трейдеров с миллионами не востребованных баррелей.

Примеру Саудовской Аравии, которая снизила цены на 0,9-1,5 доллара для Азии, 0,2-0,6 доллара — для Европы и 0,5-0,7 доллара — для США, решили последовать все ключевые игроки из Персидского залива.

Как сообщает Bloomberg, об уменьшении отгрузочных цен на поставки в октябре объявил Ирак — второй по объемам добычи член ОПЕК (3,7 млн баррелей в сутки). Официальная цена сорта Basrah Light для клиентов в Азии снизится на 1,3 доллара относительно сентября и 1,9 доллара по сравнению с августом: октябрьские поставки будут продаваться премией в 0,3 доллара к региональному бенчмарку Oman/Dubai. Для США легкая иракская нефть подешевеет на 45 центов, для покупателей в Европе — на 30 центов. В прошлом месяце цены уже снижались на 10 центов и 2 доллара соответственно.

Национальная нефтяная компания Объединенных арабских эмиратов ADNOC на прошлой неделе объявила о снижении цен на основной сорт Murban на 1,35 доллара за баррель. Такие же скидки ОАЭ, третий по объемам член ОПЕК, предоставили на тяжелую марку Upper Zakum, пишет Platts. Кувейтская нефть подешевела по всей линейке сортов, сообщает Reuters. Скидки на марку KEC с поставкой в октябре составят 1,2 доллара за баррель. Сорт KSLC станет дешевле на 1,4 доллара, Khafji — на 0,9 доллара.

Сопоставимые скидки предлагает Катар: официальная цена нефти сорта Qatar Marine снижена на 1,35 доллара, а Qatar Land — на 1,4 доллара.

То, что цены идут вниз, — это нормально; ненормально то, что они росли, заявил Forbes источник в торгующей нефтью компании: спрос на «черное золото» во время летнего сезона оказался ниже, чем рассчитывали добытчики. В результате в танкерах остались миллионы нераспроданных баррелей, и нефтетрейдеры стоят перед дилеммой — либо продлевать хранение, фрахтуя суда и превращая их в «плавучие канистры», либо пытаться продать, рискуя обрушить цены на хрупком рынке.

Как сообщает Reuters, Trafigura, третий по объемам торговли сырьевой трейдер мира с оборотом в 170 млрд долларов в год, арендовал по меньшей мере пять супертанкеров класса VLCC, каждый из которых способен нести на борту до 2 млн баррелей. В них компании придется оставить дизель и газойль, которые не удалось продать во время слабого летнего сезона.

Другие топ-трейдеры, включая Vitol, Litasco и Glencore, также арендуют большие танкеры для хранения дизеля, который пока не могут продать. «Рынок стал слабым и медвежьим, и плавучие хранилища возвращаются», — говорит источник Reuters в одной из торгующих нефтью компаний.

О том, что на физическом рынке возник избыток, свидетельствует структура фьючерсов: контракты ближайшего месяца торгуются заметно дешевле, чем нефть с отсрочкой поставки, и разница — контанго — увеличивается. В конце августа 6-месячный спред фьючерсов на Brent составлял 1,9 доллара, а в четверг — 2,71 доллара.

Глобальная проблема — отсутствие рынков сбыта, объясняет нефтетрейдер Forbes. По его словам, до осени игроки хранили нефть и хеджировались в надежде на рост спроса, но он не материализовался. «Чтобы продлевать (хранение), нужен контанго (когда цены на фьючерсы с длинным сроком исполнения выше цен на фьючерсы с коротким сроком), а для продажи нужна цена. Ни того, ни другого нет, неопределенность толкает цену вниз, плюс сгущаются тучи вокруг второй волны пандемии», — констатирует участник рынка. 

Scroll Up