Россию затягивают в зеленое

В конце августа Минэкономики подготовило первую версию концепции российской системы климатических проектов[1]. Она описывает правила реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в РФ, что, по мнению авторов, создаст условия для зеленых инвестиций и снижения углеродного следа российской продукции.

Пока документ носит описательный характер — за три месяца Минэкономики совместно с другими ведомствами и Банком России должны подготовить проект «дорожной карты» его реализации.

Основным эффектом от планируемых действий должно стать «создание условий для привлечения зеленых инвестиций и снижения углеродного следа продукции» за счет разработки национальных стандартов климатических проектов и создания их национального регистра и российского реестра углеродных единиц (де-факто — лимитов на выбросы, которые можно использовать или продать; реестр будет регистрировать операции с ними).

Хотя проект нацелен на будущее, некоторое представление, что нас ожидает, может дать уже реализуемый проект по строительству ветровых (ВЭС) и солнечных (СЭС) электростанций и мини-ГЭС.

Реализация программы затягивается, и собственники станций платят штрафы за невыполнение договоров. Проблемы грозят запланированным до конца года к строительству около 900 МВт, по ряду проектов уже идут серьезные задержки с поставкой оборудования. При этом 300 МВт из 900 МВт продолжают оплачивать штрафы за просрочку, заявили «Ъ» в Ассоциации развития возобновляемой энергетики.

Но несмотря на задержки и штрафы число желающих построить ветровые и солнечные электростанции (ВЭС и СЭС) не уменьшается. На днях опубликована информацию по отбору проектов ВИЭ в России на 2021-2024 годы[2]. Сам перечень проектов интересен специалистам, а вот на допустимую предельную стоимость строительства киловатта мощности стоит взглянуть.

Базовая предельная величина капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта данного вида генерирующих объектов

Для сравнения мы взяли наугад стоимость капитальных затрат на киловатт мощности для стандартной газопоршневой установки[3]. Газовый генератор Gazvolt 250T23 мощность 250 кВт стоит 5 542 500 рублей. То есть киловатт установленной мощности обходится в 22 170 рублей. Практически в пять раз дешевле генерации на основе ВИЭ (!).

Кто и зачем строит установки ВИЭ, которые в пять раз дороже не самых эффективных газопоршневых генераторов, и почему вообще потребовалось ограничивать предельную величину капитальных затрат? Это все равно, например, что указывать компаниям, какие грузовики приобретать – дешевые китайские, дорогие немецкие или наш «КАМАЗ». Сами разберутся.

Требование по ограничению допустимой капитальной цены киловатта появилось потому, что строительство ВЭВ и СЭС не имеют ни малейшего отношений к экономике и рынку. Для их владельцев, наоборот, чем выше цена строительства, тем лучше, потому что договора на строительство ВИЭ заключаются как договора на поставку мощности (ДПМ). Смысл в том, что собственникам ВИЭ платят не только за поставленную электроэнергию, но и за сам факт наличия мощности, подключенной к сети, причем с надбавкой ко всем остальным станциям. Если для газовых и угольных электростанций плата за мощность имеет хоть какой-то смысл − они при необходимости обязаны эту мощность выдать в сеть, то ВИЭ могут что-то выдать, а могут и ничего не выдать, если ветер стих или на небе облачность. Тем не менее ВИЭ-станциям в этом случае все равно платят за мощность, хотя они не более, чем элемент пейзажа.

Возврат денег инвесторам в ВИЭ происходит постепенно и растягивается на десятки лет за счет повышенного тарифа на мощность для потребителей. Выглядит это так[4]:

С 2015 по 2040 год за сам факт существования ВЭВ и СЭС граждане и предприятия должны заплатить 1850 млрд рублей. Неудивительно, что Минэнерго выступило за то, чтобы программа поддержки строительства генерации на основе ВИЭ была продлена до 2035 года (нынешняя заканчивается в 2024 году)[5]. Никто добровольно не откажется от гарантированного получения прибыли вне зависимости от результатов своей деятельности.

В «РусГидро» подсчитали, что ВЭС окупается в далеких поселках Севера и Дальнего Востока, куда топливо для дизелей можно завести только вертолетом или во время летней навигации. Но для всех остальных районов строительство ВЭИ экономически бессмысленно. Потенциал солнечной энергии в России невелик, а ветровая энергетика принципиально возможна только по берегу Ледовитого и Тихого океанов[6] .

Об экспорте оборудования речь не идет. Российские технологии не конкурентоспособны ни в РФ, ни за рубежом. Это признают даже в «Роснано» (один из основных инициаторов строительства ВИЭ-электростанций). Добровольный спрос на ВИЭ-станции, которые в 3-4 раза дороже зарубежных аналогов, обеспечить просто невозможно[7]. Более того, очевидным приоритетом развития ВИЭ вроде бы должны были бы стать изолированные энергосистемы, но станции строят там, где никакого энергодефицита и энергоизолированности нет.

Недавние веерные отключения в суперзеленой Калифорнии показали властям, что надо хоть как-то ограничить ВИЭ-шабаш. По данным “Ъ”, регуляторы энергорынка предлагают ограничить строительство электростанций на ВИЭ в некоторых регионах для соблюдения баланса в системе. В первую очередь это может коснуться юга страны. Инвесторам также могут запретить менять место возведения объектов, а в некоторых случаях разрешат строить только станции с аккумуляторами.

Первая программа поддержки ВИЭ завершится в 2024 году. Инвесторы в ВИЭ добились продления поддержки до 2035 года, ее объем — 400 млрд руб.

До веерных отключений дело пока не дошло, но в объединенной энергосистеме (ОЭС) Юга (располагается на территории ЮФО и СКФО) сообщили «Ъ», уже сейчас происходят единичные случаи вынужденного ограничения выработки на объектах ВИЭ. Доля ВИЭ в общей выработке ОЭС Юга к 2024 году составит 8%, а к 2035 году при сохранении тенденций строительства может достичь 14%, говорит Алексей Хохлов, руководитель направления «Электроэнергетика» центра энергетики МШУ «Сколково».

По мнению «Системного оператора» (диспетчера энергосистемы), обеспечить надежную работу районов с большой долей ВИЭ можно двумя способами: построить больше сетей для увеличения пропускной способности или принудительно ограничить выдачу мощности ВИЭ в энергосистему в отдельные часы (без потери выработки в случае использования аккумуляторов). Однако масштабное сетевое строительства и покупка аккумуляторов − дорогие удовольствия. Проще и дешевле построить парогазовые электростанции, но «зеленые бесы» и их покровители в правительстве не сдадутся без боя — на кону почти два триллиона рублей.


[1] https://www.kommersant.ru/doc/4466036?utm_source=newspaper&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter

[2] http://www.atsenergo.ru/sites/default/files/informaciya_neobhodimaya_dly…

[3] https://www.gazvolt.ru/catalog.html?itemid=277

[4] https://zen.yandex.ru/media/id/5eb5f06e948eef66e4bbc987/iz-chego-skladyvaetsia-platej-za-moscnost-na-optovom-rynke-5ef71b1ba51b122dfb911a41

[5] https://tass.ru/ekonomika/6549922

[6] https://aftershock.news/?q=node/893274

[7] https://aftershock.news/?q=comment/9072622#comment-9072622

Scroll Up