Поддержка нефтесервиса. Сколько достанется иностранцам?

О поддержке нефтесервиса власти РФ задумались еще в апреле 2020 года. Министр энергетики России Александр Новак 9 апреля на совещании с президентом России Владимиром Путиным по развитию топливно-энергетического комплекса заявил, что в связи с реализацией соглашения ОПЕК+ и сокращением нефтедобычи может серьёзно пострадать российская нефтесервисная отрасль, и ее необходимо поддержать. «Падение заказа для нефтесервиса может составить до 30−40%. В некоторых случаях и больше. Нефтесервисный сегмент — это важный сегмент для отрасли нефтегазовой, на сегодня полтора триллиона выручки для отрасли и более 150 тыс. занятых в отрасли. Конечно, это важный элемент нефтедобывающего сегмента. Нам важно сохранить этот сегмент до быстрого восстановления добычи в будущем, когда мировая экономика начнёт восстановление», — заявил Новак.

Соответствующие предложения подготовлены, сообщил министр. Они включают, в том, числе нестандартные подходы. Мы считаем, что важно создать условия продолжения деятельности по бурению скважин даже в тот период, когда в этом нет необходимости. Для того необходимо обеспечить финансирование бурения скважин, чтобы в будущем можно было оперативно запустить этот фонд, когда возникнет необходимость», — указал он. Сначала рассматривалась схема субсидирования процентных ставок в объеме 30 млрд руб. на два года. Однако Минфин предложил другое решение, которое тоже оказалось приемлемым, сообщил позже вице-премьер Юрий Борисов.

Нефтесервисная отрасль оказалась под ударом не только в России. Гиганты этого сектора: Schlumberger, Halliburton Co., Baker Hughes Co. уже теряли в моменте до 70% своей капитализации, сообщал в конце мая Интерфакс. Все три компании отразили чистые убытки по итогам первого квартала и были вынуждены сократить персонал.

Schlumberger получила чистый убыток за первые три месяца года в размере $7,4 млрд по сравнению с чистой прибылью в $421 млн за аналогичный период прошлого года. Продажи компании в Северной Америке упали на 17%. В США Schlumberger пришлось сократить 1500 рабочих мест, или около 1,5% всех сотрудников. Компания ожидает снижения своих капвложений в 2020 году примерно на 30% год к году — до $1,2 млрд.

Чистый убыток Halliburton в январе–марте составил $1 млрд против прибыли в $152 млн год назад, а выручка в США, основном регионе деятельности, снизилась на четверть — до $2,5 млрд. После слабого первого квартала компания урезала свои планы по CAPEX на треть — до $800 млн. Кроме того, в начале мая Halliburton сообщила об увольнении 1000 сотрудников, что вызвано «непредвиденным, драматическим спадом бизнеса» из-за коронавируса и беспрецедентным снижением цен на сырьевые товары. В совокупности с начала года количество уволенных рабочих компании насчитывает уже 5000 человек. По прогнозам аналитиков, в ближайшей перспективе в американском нефтесервисе ожидается сокращение более 200 тыс. рабочих мест.

Датская Maersk Drilling планирует уменьшить капитальный бюджет на этот год вдвое по сравнению с прошлым годом — до $150 млн. Компания в апреле заявила, что сократит около 250-300 человек, работающих в Северном море, а затем сообщила о новом раунде увольнений из-за снижения бюджета, переносов и отмены тендеров на бурение на шельфе нефтегазовых компаний.

«В той или иной степени пострадали все виды нефтесервисных услуг. Буровой нефтесервис пострадал и будет страдать от падения цен нефть больше других в абсолютных цифрах, так как это самый дорогостоящий и капиталоемкий сервис. Объемы заказов буровых и связанных с ними нефтесервисных услуг уже снизились и будут еще снижаться. Я предполагаю, что общее снижение объемов заказов нефтесервисных услуг из-за падения цен на нефть составит от 30% до 50%», — сказал Интерфаксу глава «Буровой Компании ПНГ» Замир Абдуллаев.

В июне глава Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов сообщил, что отменяются почти на 70% нефтесервисные работы по уже выигранным тендерам. «Крупные компании нас уведомляют, что работы переносятся на 2021 год или откладываются на осень текущего года, некоторые открыто говорят, что в связи со снижением цены на нефть они собираются самостоятельно проводить нефтесервисные работы. Нельзя допускать, чтобы подписанные договоры переходили на более поздний срок», — заявил Борисов.

Как сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на проект поручений президента РФ по итогам совещания о влиянии коронавируса на ТЭК от 29 апреля, власти до 15 июня подумают о включении в перечень системообразующих предприятий нефтесервисных компаний с годовой выручкой более 1 млрд рублей.

Компании, попавшие в список системообразующих предприятий, могут рассчитывать на льготные кредиты по ставке до 5% на пополнение оборотного капитала, и их нельзя банкротить, государство следит за их финансово-экономическим состоянием.

Потенциальный объем кредитов в рамках программы должен составить порядка 400 млрд рублей. Размер каждого кредита ограничен среднемесячной выручкой заемщика, уменьшенной на величину среднемесячных амортизационных отчислений и среднемесячной чистой прибыли. Максимальный размер кредита — 3 млрд рублей. Правительство планирует выделить в рамках этой программы субсидию в объеме 24 млрд рублей. Но попадание в список не означает автоматической господдержки, пояснял ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Кроме того, правительству поручено до этой даты создать условия для формирования резервного фонда незаконченных нефтяных скважин за счет средств, привлеченных от банков по субсидированной процентной ставке (расходы бюджета на такие субсидии оцениваются в 15 млрд рублей в год). При более благоприятной рыночной обстановке нефтекомпании могли бы выкупить эти скважины в будущем. По словам Александра Новака, минимальный уровень загрузки для сохранения конкурентоспособности нефтесервисного сегмента составляет около 80% от 2019 года.

Образцом для фонда незаконченных скважин стал существующий в США фонд незавершенных скважин (DUC), считают аналитики, но в США новые скважины бурятся «про запас» на средства самих нефтяников. На конец августа число незавершенных скважин на месторождениях крупнейших нефтегазодобывающих регионов США составляло, по данным EIA, более 7,5 тысяч, что гарантировало поле деятельности для нефтяников несмотря на катастрофическое сокращение буровых работ.

Государственную поддержку деятельности по бурению скважин даже при отсутствии производственной необходимости правительство предполагает оказывать в период действия сделки ОПЕК+, то есть с мая 2020 года по апрель 2022 года.

По информации ИГ «Финнам», что механизм поддержки будет действовать следующим образом: вертикально-интегрированные компании и синдикат банков сформируют специальную компанию (SPV) с долями участия 2% и 98% соответственно. 

Часть кредитных ресурсов будет предоставлена коммерческими банками при поручительстве госкорпорации ВЭБ. Недропользователь, входящий в ВИНК, будет заключать договоры генерального подряда с SPV, по которым спецкомпания построит скважины и объекты обустройства за счет заемных средств. 

В момент передачи скважин на баланс нефтекомпаниям государство предоставляет им налоговый вычет, который будет применяться в течение трех лет с 1 января 2020 года. Его смогут получить нефтедобывающие компании, которые в 2019 году выплатили налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с более 1 млн тонн нефти.

«Размер налогового вычета будет равен ключевой ставке ЦБ с суммы расходов SPV на строительство объектов или расходам недропользователя на обслуживание кредитных ресурсов. Размер налогового вычета, который будет уплачен в 2022–2025 годах, составит 32,15 млрд рублей. Сумма будет полностью компенсирована за счет налоговых поступлений от новых скважин», — приводит «Финам» слова Новака.

Сервисные компании недовольны тем, что помощь будет оказываться только тем компаниям, у которых оборот больше миллиарда. Большинство нефтесервисных компаний имеют оборот не выше 100 млн. «Если 70% нефтесервисных компаний России закроется, на их место придут иностранные компании, но это будет не американский или европейский бизнес — придут компании из Казахстана, Белоруссии, Украины», − считает Владимир Борисов. «То есть нашим специалистам придется искать работу в Казахстане или еще в каких-то других странах, в Россию же придут целые подготовленные коллективы из ближнего зарубежья, которым оказывается господдержка», — подчеркнул эксперт.

Борисов также напомнил и еще об одной проблеме, решение которой в данном случае смогло бы оказать помощь отечественному нефтегазосервису: «Еще во времена СССР набурили много скважин, которые потом консервировали, но недостаточно квалифицированно. Сегодня этих скважин в большой Тюменской области насчитывается более 10 тыс. Только на Ямале более 5 тыс. брошенных скважин. Сами по себе они представляют большую опасность. Поэтому я бы развил инициативу по созданию условий для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин с применением отечественных технологий, чтобы эти законсервированные скважины обследовать и с помощью отечественных технологий правильно законсервировать. Можно обязать нефтяные компании, на лицензионных участках которых находятся эти брошенные скважины, их законсервировать. Кроме того, этим можно заниматься на уровне госорганов. Нефтесервис в этом случае получил бы эти заказы. Таким образом, государство смогло бы внести значительный вклад в предотвращение экологических катастроф, а также помогло бы нефтесервисным компаниям».

Еще одно направление поддержки нефтегазовой отрасли, сообщил Минпромторг РФ в конце сентября − поддержка машиностроения для нефтегазовой отрасли через лизинговые субсидии. «Новый инструмент, который мы запускаем с сентября этого года для нефтегазового машиностроения, — лизинговая субсидия, − сообщил ТАСС заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов. − Ее применение позволит снизить до 30% от стоимости предмета лизинга, авансовый платеж, что будет стимулировать, в том числе, и спрос на оборудование российского «Нефтегазмаша». На этот год мы предусмотрели [финансирование] порядка 150 млн рублей, так что скоро у нас будет объявлен отбор, и все компании призываю в нем принять активное участие».

Определенную неясность в то, что ожидает нефтесервис, внес 24 сентября в ходе Тюменского нефтегазового форума вице-премьер РФ Юрий Борисов. В кулуарах он сообщил журналистам, что все необходимые решения со стороны правительства по поддержке нефтесервисных компаний приняты, но добавил, что нефтекомпании смогут воспользоваться механизмом в 2022-2023 годах». Но «бурить они и сейчас начинают», пояснил Борисов.

Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в ходе форума подтвердил, что программу поддержки нефтесервиса можно запускать сразу после решения вопроса о поручительстве ВЭБ.РФ по кредитованию спецкомпании (SPV), создаваемой синдикатом банков (98% доли) и вертикально-интегрированной компанией (2% доли), которая будет управлять фондом незавершенных скважин. «Там один нюанс только остался с капиталом ВЭБа, который является гарантом для SPV. Как только этот вопрос решится, можно быстро запускать, все остальное решено», − заметил Сорокин.

Министр энергетики РФ Александр Новак ранее в своей статье в журнале «Энергетическая политика» уточнил, что недропользователь, входящий в вертикально-интегрированную компанию, будет заключать договоры генерального подряда с SPV, по которым спецкомпания строит скважины и объекты обустройства за счет заемных средств. При этом за вертикально-интегрированной компанией остается техническая сторона управления проектом − формирование заказов, управление бурением, надзор.

Заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Дмитрий Шведов на заседании комитета Госдумы по энергетике 29 сентября уточнил, что программа «Незавершенная скважина» по поддержке нефтесервиса позволит построить дополнительно 2700 скважин. Это обеспечит спрос на услуги бурильщиков с 2020 года по апрель 2022 года на уровне 80% от 2019 года. Планируемый объем инвестиций недропользователей в рамках программы составит 300-400 млрд руб., сообщил Шведов.

Одновременно Дмитрий Шведов сообщил данные о финансовом положении нефтесервисных компаний. По его словам, объем отечественного рынка нефтесервисных услуг оценивается в 1,5 трлн руб. в год . Только на конец 2019 года их общая долговая нагрузка составляла порядка 350 млрд руб., а лизинговые обязательства − 125 млрд руб. Поскольку рентабельность нефтесервиса в большинстве случаев не достигает 10%, долговая нагрузка нефтесервисных компаний составляет более 300% годового дохода, что вынуждает усомниться в возможности спасти отрасль предлагаемыми программами помощи.

Сколько достанется иностранцам?

При подготовке статьи неожиданно возник вопрос, какая доля госпомощи достанется иностранным нефтесервисным компаниям. О том, что в отношении иностранных компания «неправильно… допускать какую-то дискриминацию», в июне заявил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

Но на вопрос, сколько именно достанется иностранцам, однозначного ответа найти не удалось.

В октябре 2013 года Минэнерго написало в документе «Повышение конкурентоспособности российского нефтесервиса на внутреннем и внешнем рынках нефтесервисных услуг», что от реализации «дорожной карты» доля российских компаний на рынке нефтесервиса должна вырасти с 77 до 80% к 2018 году.

В июне 2020 года Геннадий Шмаль витиевато заявил: «75% рынка занимают российские компании, но когда речь идет об интеллектуальном сервисе (ГРП, горизонтальное бурение), то здесь 90% принадлежит иностранным компаниям». Имел ли в виду Шмаль, что 75% − доля российских компаний в «неинтеллектуальном сервисе», и каковы доли на рынке «интеллектуального» и «неинтеллектуального» сервиса, Шмаль не пояснил.

В конце сентября СМИ сообщали, что по данным Минэнерго около 46% объема рынка нефтесервиса контролируют российские независимые предприятия, 36% – нефтесервисные подразделения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), еще 18% – иностранные корпорации.

В результате этих данных получается, что последние семь лет Минэнерго колеблется в оценках доля российского нефтесервиса от 72 до 77%, постепенно снижая планку. Но вот 30 сентября 2020 года губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в ходе своего выступления на конференции «Нефть и газ Сахалина» 30 сентября 2020 г. выдал следующее:

— В Сахалинской области планируется создание нефтегазового индустриально парка, переговоры с резидентами которого сегодня активно продолжаются. Новый технопарк позволит добиться повышения уровня локализации производств нефтесервисов с 5% до 25%. Причем 25% локализации — среднероссийский показатель, тогда как может быть и более высокий уровень, как в республике Башкортостан, где на месте сосредоточено более 39% необходимых мощностей».

Так какова обсуждаемая доля: 5%, 25%, 39%, 72%, 77%? Кому верить, министру Новаку или доктору экономических наук Лимаренко? Похоже, что недолго бывшему харьковскому студенту быть губернатором.

Scroll Up