План СМП по 80 млн тонн груза будет выполнен

Реализовать указ президента Владимира Путина об увеличении грузопотока по Северному морскому пути (СМП) до 80 млн тонн в год казалось невозможным. Для СМП нет такого количества грузов и навигация в его восточной части длится меньше полугода. Потом Северный Ледовитый океан покрывается льдом такой толщины, которую не могут преодолеть существующие ледоколы.

Однако правительственные чиновники придумали вариант решения проблемы − присоединить к СМП моря с круглогодичной или продолжительной навигацией с расположенными там портами. Грузооборот порта Мурманск в Баренцовом море в 2019 году вырос до 61,93 млн тонн. Грузооборот порта Варандей в этом же море составил 7,17 млн тонн (+2,3%), порта Архангельска в Белом море — 2,69 млн тонн. Сейчас Баренцово и Белое моря не входят в состав СМП, если включить их в СМП то поручение президента уже можно считать выполненным.

В правительстве планируют расширить границы СМП, включив в него дополнительно акватории пяти морей: Баренцева, Белого, Печорского, Берингова и Охотского морей в рамках исключительной экономической зоны России.

Вице-премьер Юрий Трутнев поручил профильным ведомствам (Минвостокразвития, Минтрансу и МИДу) вместе с «Росатомом», оператором СМП, представить соответствующие предложения в правительство. Об этом говорится в протоколе по итогам заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики (ее возглавляет вице-премьер), которое состоялось 13 мая.

По итогам 2019 года по Северному морскому пути в его существующем формате было перевезено лишь 31,5 млн т. По оценке, проведенной Минприроды, для достижения гразооборота в 80 млн т необходимо инвестировать в проекты в Арктической зоне 10,5 трлн руб. внебюджетных средств до 2030 года, в противном случае грузопоток составит около 60 млн т к 2024 году. Но теперь, если проект правительства примут, никаких триллионов инвестировать не надо, стоимость реализации указа президента − несколько десятков часов работы чиновников и экспертов. Дешево и сердито.

По федеральному закону № 132 от 2012 года границами СМП считаются Карские Ворота на западе и мыс Дежнева в Беринговом проливе — на востоке. Когда-то СМП действительно захватывал Мурманск, Баренцево и Печорское моря. Так говорилось в постановлении правительства от 1936 года, так что вроде бы ничего нового в правительстве не придумали.

При расширении СМП к его грузообороту будут отнесены такие действующие проекты, как платформа «Приразломная» «Газпром нефти» (в 2018 году добыла 2,64 млн т нефти), перевалка на терминале «Варандей» ЛУКОЙЛа (проектная мощность 12 млн т нефти в год, оба проекта в Печорском море) и добыча железной руды на Ковдорском ГОКе в Мурманской области (5,7 млн т в год), который входит в «Еврохим» Андрея Мельниченко. После завершения строительства планируемых терминалов (угольный — «Лавна», минеральных удобрений — «Тулома», а также терминал нефтепродуктов «Витино») и выхода их на проектную мощность грузопоток вырастет еще на 32 млн т, уточнил эксперт.

Осенью прошлого года заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков заявил, что в стратегии развития Арктики до 2035 года будет введено такое понятие, как Северный морской транспортный коридор, который охватит все арктические порты, в отличие от СМП.

Однако госкомиссия по Арктике на заседании 13 мая решила отказаться от такого понятия: она поручила Минвостокразвития убрать его из новой стратегии развития региона в обмен на расширение границ СМП, сообщил представитель Трутнева.
У оператора СМП «Росатома» есть планы организовать контейнерные перевозки грузов из Азии в Европу по Северному морскому пути, перехватив часть грузов Южного морского пути через Суэцкий канал, грузооборот которого достигает 1 млрд т в год (более половины из него приходится на контейнерные перевозки).

Инвестиции в создание необходимой транзитной инфраструктуры на этом маршруте, по информации РБК, «Росатом» оценивает в $7 млрд, а годовой оборот нового перевозчика — в $5,6 млрд на пике, начиная с 2026 года. Пилотный запуск контейнерной линии на Северном морском пути запланирован на 2024 год, его мощность в «Росатоме» оценивают в 30 млн т в год к 2028 году (70% от общего грузопотока по СМП). Для реализации этого плана «Росатом» приобрел 30% в группе «Дело» Сергея Шишкарева (сумма сделки не раскрывалась), победившей в тендере на покупку акций «Трансконтейнера». Покупка 100% «Трансконтейнера» обошлась группе в 120 млрд руб.
Проект расширения СМП должен быть готов к июлю, когда на подпись Владимиру Путину должны передать стратегию развития Арктики, сообщил Юрий Трутнев. Документ должен объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. В центре нового плана — освоение Северного морского пути, в первую очередь благодаря проекту Роснефти «Восток Ойл», а также развитие малого бизнеса в регионе.

По задумке авторов стратегии, арктическая зона в 2035 г. должна обеспечивать 87-89% газа и 22-25% нефти России. К этому сроку здесь должно быть создано 150-200 тыс. новых рабочих мест, а сам регион привлечет 15 трлн руб. инвестиций. Для того, чтобы получить льготы, достаточно вложить в проект 1-3 млн рублей.

Впрочем, заявленные в стратегии планы противоречат текущим тенденциям, отмечают эксперты. За последние три года количество предприятий малого и среднего предпринимательства в Арктике сократилось на 11 тыс. , признал недавно замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков. За этот период число занятых в секторе МСП упало на 103 тыс. рабочих мест. У подобной тенденции две причины: слабый объем спроса на рынке в Арктике, который еще и снижается из-за оттока населения, а также дополнительные издержки при подборе персонала. В итоге бизнес в Арктике вести в два-три раза дороже, чем в центральной части России.

Scroll Up