Перевести все предприятия в Арктике на СПГ невозможно

Общественный совет Министерства природных ресурсов и экологии предлагает перевести предприятия Арктики с нефтепродуктов на сжиженный природный газ (СПГ). Об этом пишет издание “Известия” со ссылкой на проект.

СПГ в Арктике производят «Новатэк» на проекте «Ямал СПГ», строится второй проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2», а в планах «Роснефти» производить СПГ в рамках проекта «Арктик Ойл». Если проект по переводу предприятий Арктики на СПГ будет реализован, то непосредственную выгоду от него получат именно эти компании.

Непосредственным поводом для инициативы стал масштабный разлив дизельного топлива в Норильске в мае этого года. Как пояснил изданию замглавы Общественного совета Александр Закондырин, перевод на СПГ снял бы риски разливов нефти в регионе, устранение последствий которых сложно и дорого.

В пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко, курирующей экологические вопросы, изданию сообщили, что поддерживают “инициативы, которые будут направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ и в целом на улучшение экологической ситуации». “Однако необходимо аккуратно подходить к ограничениям, учитывать существующую инфраструктуру и мощности в регионах”, – пояснили в пресс-службе. На переход компаниям может понадобиться около пяти лет.

Как объяснил газете аналитик ГК “Финам” Алексей Калачев, только переоборудование сотен крупных резервуаров, которые сейчас используются для транспортировки и хранения нефти в Арктике, будет стоить от 200 до 500 млрд рублей. Эта сумма не включает объекты тысяч средних и мелких предприятий. Кроме того, потребуется перевести на газомоторное топливо транспорт, заменить на предприятиях котельное оборудование, установить газотурбинные генераторы.

Кроме фантастических затрат на переоборудование всех систем снабжения энергией, маниловской идее с СПГ препятствует технология обращения с СПГ. Главное, СПГ не подлежит длительному хранению, так как испаряется из резервуаров через дренажные системы (без таких систем любое хранилище разорвет избыточное внутреннее давление).

Оценки утечек разные для разных систем. Тяжелые грузовики, например, на одной заправке СПГ могут ездить не более 5 дней – газ испаряется. Потери для неидеальных хранилищ оцениваются в 10-12% в сутки от массы газа. В целом, при существующих технологиях СПГ невозможно хранить более 50 суток.

Особенность снабжения многих населенных пунктов в Арктике в том, что все необходимое им завозится во время летней навигации, а потом постепенно расходуется до следующего сезона. Поскольку обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути пока невозможно, уголь и топливо все равно придется завозить. Иметь в населенных и промышленных пунктах две системы энергоснабжения: одна на СПГ, работающая месяц-два, другая на ископаемом топливе, работающая все остальное время, − нереально.

Еще один аспект проблемы − существование самих производителей СПГ в Арктике. За второй квартал 2020 года чистый долг «Ямал СПГ вырос на 1,7 млрд долларов при сокращении продаж в России и за рубежом. Нельзя исключить вариант, что «Новатэк» обанкротится в ближайшие пять лет, а проекты «Арктик СПГ-2» и «Арктик Ойл» так и останутся на бумаге.

Scroll Up