Оптимизм ОПЕК поддержали ВОЗ и Папа римский

ОПЕК в своем новом ежегодном докладе World Oil Outlook 2045 продемонстрировало оптимистичный взгляд на мировую экономику, потребности мира в энергии и, что принципиально, потребности в ископаемом топливе, которому скептические европейские и американские аналитики сулят медленное угасание. ОПЕК, наоборот, предвещает рост или сохранение нынешнего уровня для всех видов топлива, даже для угля, за счет роста общего спроса на энергию.

Однако для разных стран и регионов прогнозируется и разный рост: бурный в Китае, Индии и Азии в целом, хороший в США, умеренный в Европе и стагнация в России.

Авторы отчета предполагают, что мировая экономика в 2045 году удвоится − со $121 трлн в 2019 году до $245 трлн в 2045 (прогноз сделан по паритету покупательной способности 2011 года, $/2011 PPP). Наибольшие изменения произойдут в Китае и Индии.

Доли разных стран: доли Китая, Индии и «остальной Азии» заметно вырастут за счет стран ОЭСР Америки, Европы и Азии.

Можно рассматривать данный прогноз как сухой расчет на основе статистических данных, а можно как вызов мира развивающегося миру развитому.

Прогноз об угасании развитого части планеты подтверждает прогноз потребления энергии, основного показателя развитости любой страны. Видно, что доля стран ОЭСР будет сокращаться не только относительно, но и абсолютно.

По ВВП на душу населения прогноз положительный − он будет расти во всех странах. Средний мировой душевой доход вырастет с $15 700 США до более чем $27 000 долларов.

Интересно, что собственный рост члены ОПЕК расценивают максимально скромно (и не только на этом графике), а США, Канаде и Мексике предсказывают самый высокий уровень жизни. 

Принципиально, что ОПЕК категорически отказывается верить в снижение спроса на жидкие углеводороды, обещая 10% рост их производства с 2019 по 2045 год.

Высоколобые атлантические теоретики говорят прямо противоположное.

Источник: Источник: https://renen.ru/pik-potrebleniya-nefti-v-mire-projden-v-2019-godu-dnv-gl/

Это прогноз DNV GL (международный сертификационный и классификационный центр в энергетическом секторе, известный также в сфере энергетического консалтинга) в его представлении энергетической трансформации до 2050 года (Energy Transition Outlook 2020).
Добыча трудноизвлекаемой нефти в США, считают в ОПЕК, будет расти примерно до 2030 года, но не так сильно, как ожидалось ранее. Несмотря на то, что эта нефтедобыча больше всего пострадала от ковидных ограничений из-за присущей ей чувствительности к цене, ожидается, что американская трудноизвлекаемая нефть быстро восстановится по мере улучшения рыночных условий и вырастет на 2,8 Мбд до 14,5 Мбд в среднесрочной перспективе. После этого она будет продолжать скромно увеличиваться, достигнув уровня плато в 15,8 Мбд около 2030 года.

Аналитики картеля считают, что спрос на нефть в мире прекратит расти лишь в конце 2030-х годов, после чего останется стабильным как минимум до 2045 года. Это своего рода ответ ОПЕК на появившиеся в последнее время многочисленные оценки, по которым исторический пик спроса на нефть был пройден в 2019 году. В ОПЕК также ожидают, что нефтяной рынок полностью оправится от последствий коронавируса в 2022 году, после чего добыча стран картеля и России будет расти.

График роста потребления нефти по регионам, 2019-2045. Из этого и других графиков доклада следует, что электромобили, авто на газе и водороде займут какую-то долю рынка, но нефть не вытеснят. 

Мировой парк автомобилей по видам топлива (слева – миллионы единиц, справа – доли рынка). За счет роста общего парка доля и число авто с ДВС будет расти − прямой вызов заявлениям европейских политиков о желании пересадить всех на электромобили, да и постановка под вопрос продолжения бурного роста электроповозок в Китае.

Наиболее спорный момент доклада, на наш взгляд, состоит в том, что в долгосрочной перспективе будут снижаться поставки из стран, не входящих в ОПЕК. «Лишь небольшое число производителей, не входящих в ОПЕК, демонстрируют значительный рост предложения после 2025 года, включая Канаду, Катар, Казахстан и Гайану. Большинство других производителей, не входящих в ОПЕК, демонстрируют стагнация или спад производства», − пишут авторы. Зато производство в ОПЕК будут увеличиваться с 33,8 Мбд в 2019 году до 43,9 Мбд в 2045 году, в результате чего доля стран-членов организации вырастет с 34% в 2019 году до 40% в 2045 году.

Прогноз полностью противоречит наблюдаемой ныне тенденции по сокращению доли ОПЕК на мировой рынке нефти. В момент создания организации 60 лет назад на нее приходилось 53% мировой добычи, а к концу 2019 года лишь 30,1%.

В таблице ниже обращает на себя внимание прогноз по России − за четверть века потребление нефти в стране не вырастет. Оно будет снижаться и в странах ОЭСР, но это для нас не утешение, так как там оно произойдет за счет электромобилей и авто на газе. В нашей стране еще со времен СССР цена сжиженного газа поддерживается не на рыночном уровне, а на таком, чтобы он не мог составить серьезной конкуренции нефтепродуктам. Поэтому в США разница в цене бензина и сжиженного газа около десяти раз (сейчас в связи с затовариванием он там отдается едва ли не даром), а в России – два раза, что обессмысливает переход на газ.

В ОПЕК с энтузиазмом смотрят на рост потребления всех видов топлива. Даже уголь хоть и будет снижать свою долю, но заметно только после 2035 года. Больше всего, конечно, вырастет газ и Other renewablers (ветер, солнце, приливная энергетика). Незначительный рост прогнозируют биотопливу, а ведь только жидкое топливо из конкурирующих с нефтью источников способно потеснить на рынке бензин и дизель. Хотя, возможно, что доля бензина и дизеля может уменьшиться за счет производства жидкого топлива из газа.

Наиболее заметно потребление нефти вырастет за счет наземного транспорта, авиации и нефтехимии.

Естественный вопрос при знакомстве с докладом, насколько он соответствует реальности? О быстром росте Китая и других азиатских стран говорилось много, например, время удвоения душевого ВВП в разных странах:

Источник: https://www.dni.gov/index.php/global-trends/near-future

А как насчет Ковид-19, вторая волна которого вроде бы захлестнула мир и Россию и грозит затянуть восстановление экономики на неопределенное время? С одной стороны, все плохо. Фраза «Вторая волна» крупными буквами на пол-экрана уже появилась несколько дней на канале Евроньюс, что рассматривается как «официальный» анонс координационного штаба, управляющего пандемией. С другой, на последнем заседании управляющего комитета ВОЗ приводились интересные цифры. В частности, Майкл Райан, глава ВОЗ по чрезвычайным ситуациям, сообщил что текущая «лучшая оценка» количества инфицированных ковидлой составляет 10% населения планеты, что в десятки раз выше официальной статистики выявленных случаев. Из этого следует бессмысленность всеобщих полукарантинов. А если взять официальные оценки по количеству умерших от инфекции, даже забыв, что туда писали и погибших от лобового удара в ДТП, и жертв огнестрела, не говоря уже об армии инсультников и инфарктников, получается, что ВОЗ официально признает, что IFR (летальность среди инфицированных) ковидлой составляет лишь 0,14%, что вполне соответствует сильному штамму сезонного гриппа. Это в десятки раз меньше весенних оценок ВОЗ, под предлогом которых раздувалась паника и запускались драконовские меры.

Но еще интереснее суть последней энциклики Папы Римского Fratelli tutti, в которой он, фактически, призывает предоставить мусульманским мигрантам максимальную помощь в их расселении в Европе. Папа, по сути, объявляет частную собственность не частной, а общей. Он говорит о том, что пользоваться этой собственностью имеют право все.

«Христианская традиция никогда не признавала право на частную собственность абсолютным или неприкосновенным и подчеркивала социальную функцию любой формы частной собственности. <…> Принцип общего использования товаров, созданных для всех, является «первым принципом всего этико-социального порядка», это естественное, изначальное и приоритетное право. Все другие права на товары, необходимые для целостной реализации людьми, в том числе права частной собственности и любые другие, «этому не должны препятствовать, а, наоборот, способствовать их реализации», как утверждал Святой Павел VI. Право на частную собственность может рассматриваться только как вторичное естественное право, вытекающее из принципа универсального предназначения создаваемых благ, и это имеет очень конкретные последствия, которые должны отражаться в функционировании общества».

И в другом месте: «Вместе с правом частной собственности всегда существует приоритетное и предшествующее право подчинения всей частной собственности универсальному предназначению земных благ и, следовательно, право всех на их использование».

Сказанное полностью противоречит известному завету Павла «кто не работает, тот не ест», зато хорошо укладывается в канон единства мусульманской уммы и закята.

В Европе закрывают христианские храмы, а мусульмане пытаются их купить, чтобы открыть в них мечети. В мечеть уже превращен храм Святой Софии в Стамбуле – один из главных символов христианства.

Оптимизм и пессимизм в прогнозах на одну и ту же тему невольно отражает оптимизм и пессимизм их авторов. И если в мире идет и все нарастает противостояние между той частью человечества, которую совершенно не волнуют проблемы СО2 и глобального потепления (в докладе есть раздел о СО2 как символ того, что мусульмане еще вынуждены считаться с неверными), и той, которая тратит деньги на безумное закачивание в землю углекислого газа, будущее нефти и мировой энергетики в целом зависит от этого противостояния куда сильнее, чем от всех других факторов.

Scroll Up