Независимые АЗС снова жалуются

Российский топливный союз (РТС, объединяет частных трейдеров и владельцев АЗС) направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо о тяжелой ситуации с ценообразованием, в которой оказались независимые АЗС, передал Интерфакс.

Проблему в союзе видят в том, что производство топлива не восстановилось до уровня 2019 года и не удовлетворяется спрос на внутреннем рынке.

«В результате недостатка предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте, значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены. Особенно ситуация критична по автомобильному бензину, оптовые цены на который практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов даже превысили их», − говорится в письме.

«Происходящее сегодня на топливном рынке является системной проблемой и повторяется периодически», − подчеркивает РТС.

АЗС не первый раз жалуются властям. Вначале декабря прошлого года владельцы АЗС заявили о нехватке дизеля на Дальнем Востоке. Тяжелая ситуация с дизельным топливом сложилась не только на Дальнем Востоке, но и в стране в целом, заявил тогда РБК глава Российского топливного союза Е. Аркуша. По данным РТС, биржевая цена тонны зимнего дизеля в среднем на 10–12 тыс. руб. дороже межсезонного дизеля, хотя обычно эта разница составляет 2–3 тыс. руб. В некоторых регионах цены на заправках ниже биржевых на 7 тыс. руб. на тонну — это означает, что владельцы АЗС, которые покупают топливо на бирже или у нефтяников напрямую, должны работать в убыток.

В конце октября чистая маржа владельцев АЗС в среднем составляла минус 0,5 руб. на литр, а к 15 ноября снизилась до минус 1 руб. на литр, подсчитали эксперты исследовательской группы «Петромаркет».

«Цены за литр дизельного топлива в Сибири вплотную приблизились к отметке 50 руб. за литр [на заправках], а оптовая цена на зимнее дизельное топливо стала на два рубля выше розничной», заявил Regnum в пятницу, 6 декабря, вице-президент РТС Ю.Матвейко.

12 ноября РТС направил письмо вице-премьеру Д. Козаку, в котором описаны причины сложившейся ситуации на топливном рынке. В 2019 году изменились правила закупок для крупных промышленных предприятий: если раньше они покупали топливо у нефтяников на тендерах, теперь им разрешили делать это на бирже. В итоге РЖД, угольная компания СУЭК, промышленные комбинаты и другие потребители спровоцировали рост спроса на бирже и, соответственно, цен.

Тяжелая ситуация сложилась для АЗС также в ноябре 2018 года. Независимый топливный союз (НТС) 12 ноября обратился с открытым письмом к президенту РФ с просьбой «вмешаться в ситуацию» на рынке топлива и создать комиссию «с целью выработки всех необходимых мер по оздоровлению ситуации с учетом интересов всех участников рыночного процесса».

НТС пишет, что действия правительства поставили на грань разорения более 60% всех АЗС России. В условиях заморозки розничных цен, биржевые и оптовые цены внутреннего рынка менее чем за два месяца выросли более чем на 20%. Все АЗС России, включая АЗС ВИНКов, работают в минус, объемы поставок топлива на биржу не растут. Независимым АЗС остается либо опустить розничные цены до уровня +4% от мелкого опта, неизбежно получив минусовую операционную маржинальность, говорится в обращении, либо поднять цены в соответствии с экономическими реалиями и спровоцировать и отток клиентов, и проверки со стороны надзорных органов.

В нынешнем письме РТС, чтобы нормализовать ситуацию и устранить диспаритет, а также исключить возможность для дальнейшего вынужденного роста розничных цен выше уровня инфляции, предлагается увеличить производство бензина в объемах, соответствующих возросшему спросу, «в том числе за счет изменения структуры производимых нефтепродуктов и, возможно, корректировок параметров демпфирующего механизма».

Если же отсутствует возможность увеличения производства топлива, то РТС предлагает «принятие распорядительных мер по ограничению экспорта и отмене запрета импорта бензина и дизельного топлива с 1 августа 2020 года».

Импорт бензина был запрещен правительство России в апреле после того, как крупнейший поставщик топлива «Роснефть», обеспечивающая 40% предложения на Санкт-петербургской международной товарно-сырьевой бирже, отказалась принимать участие в торгах. «Белорусская нефтяная компания» заменила «Роснефть» и предложила бензин Аи-92 и Аи-95 по сниженным ценам.

РТС считает правильным повышение нормативов продаж бензина и дизельного топлива на биржевых торгах «до актуальных уровней 2020 года». «Необходимо также ускорить реализацию принятого решения о снижении железнодорожных тарифов при перевозке бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа», — говорится в обращении.

Ранее Аркуша предлагал включить независимые заправки в перечень отраслей, пострадавших от пандемии, это помогло бы им решить проблемы, связанные с кредитами и нехваткой оборотных средств.

ФАС и Минэнерго, как сообщалось ранее, подготовили меры для стабильности рынка топлива, в частности: увеличение нормативов биржевых продаж топлива, распространение обязанности по реализации нефтепродуктов в установленных объемах на всех нефтепереработчиков (не только на доминантов), введение ответственности за несоблюдение требований регулярности и равномерности при реализации нефтепродуктов на бирже. Кроме того, на уровень правительства вынесено предложение о возможности отмены запрета импорта нефтепродуктов.

Замруководителя Минэнерго Павел Сорокин 17 июля заявил: «Мы смотрим за участниками всей цепочки топливного рынка, независимые АЗС являются частью ее. В ряде регионов они являются основными поставщиками нефтепродуктов для населения. Это большой сегмент рынка, это большое количество занятых людей. И создание условий, чтобы они нормально работали, является одной из наших задач. Те меры, которые мы предприняли, касаются независимых тоже».

«Мы ведем диалог со всеми ассоциациями, крупными сетями АЗС. Было бы неправильно не признавать, что ситуация с их маржинальностью тяжелая. В целом невозможно в один день перечеркнуть мировые тренды, но системной работой, которая сейчас проводится, мы хотим сгладить этот эффект. Меры поддержки, которые мы можем оказать − совместно с ФАС проводить работу с рынком. Что касается мер поддержки независимых АЗС, например, часть из них включены в список системообразующих предприятий», − добавил замминистра.

В начале июля в СМИ появились сообщения, что Федеральная антимонопольная служба с подачи Министерства промышленности и торговли предлагает революционные послабления ограничений продажи алкоголя в России. Если предлагаемые ведомствами меры будут поддержаны, то в ближайшее время в России лицензии на продажу алкоголя будут выдаваться не на пять лет, а бессрочно, будет легализована продажа алкогольной продукции через интернет и снят запрет на продажу спиртного в заповедниках, национальных парках, санаториях и АЗС. В случае с автозаправочными станциями речь пока идёт только о пиве, но с учетом круглосуточной работы АЗС продажа пива станет для них существенным дополнительным заработком.

Scroll Up