Москва и Минск не договорились по нефти

С начала января российская нефть не поступает на белорусские НПЗ. Россия и Белоруссия не сошлись на условиях поставок сырья и цене транзита. Белоруссия осталась без нефти, но стороны договорились, что нефтепровод «Дружба» все-таки будет снабжать нефтью Польшу, Германию, Словакию, Чехию и Венгрию.

«Дружбе» нет альтернативы

Строительство крупнейшей в мире системы магистральных нефтепроводов «Дружба» началось в 1960 году, и через четыре года первая очередь системы вступила в строй. Ее мощности оказалось недостаточно, и в 1969 года параллельно трубам «Дружбы-1» начали прокладывать трубы «Дружбы-2». Строй продолжалась пять лет.


Начинаются обе «Дружбы» под Самарой, а около границы с Белоруссией нефтепровод разветвляется. До 2006 года северной ветке Северного маршрута нефть поступала на белорусский НПЗ «Нафтан» и далее в Литву и Латвию. В 2006 году труба в сторону Литвы и Латвии была заглушена, а нефть стала поступать в российский порт Усть-Луга.


Труба до «Нафтана» продолжала работать, также по южной части Северного маршрута нефть поступала на Мозырский НПз Белоруссии, в Польшу и Германию.


По Южной ветке, начинающейся на территории Белоруссии, нефть прокачивалась в сторону Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. В Хорватию в настоящее время нефть не поставляется.

Мощность системы «Дружба» по проекту составляет до 80 млн т/год. В 2018 году по «Дружбе» было перекачано 50,4 млн т нефти, в 2019 − 43,9 млн т.


Снижение прокачки на 6,5 млн тонн (см. табл. 1) было связано с самым, пожалуй, серьезным инцидентом за время существования «Дружбы» − в районе Самары в нефть попали хлорорганические соединения, что вызвало продолжительный перерыв в работе системы.

Направления отгрузки12 месяцев 2018 года12 месяцев 2019 года+/- к 2018 году
Германия22,117,7-4,4
Польша14,913,1-1,9
Чехия4,03,8-0,2
Словакия5,25,0-0,2
Венгрия4,14,30,2
итого по трубопроводу «Дружба» на экспорт50,443,9-6,5
Табл. 1. Поставки нефти по трубопроводу «Дружба» (кроме Белоруссии) в 2018-2019 гг., млн тонн в год

На поставках нефти на белорусские НПЗ загрязнение ХОС практически не сказалось, снижение составило лишь 0,3 млн тонн (см. табл. 2). При этом два года подряд поставки не достигают квоты 18 млн тонн, оговоренной соглашением РФ и Республики Беларусь.

Направления отгрузки12 месяцев 2018 года12 месяцев 2019 года+/- к 2018 году
Мозырский НПЗ9,79,5-0,3
ПО Нафтан8,28,1-0,1
итого по трубопроводу на НПЗ Белоруссии17,917,6-0,3
Табл. 2. Поставки нефти по трубопроводу «Дружба» на НПЗ Белоруссии в 2018-2019 гг., млн. тонн в год

Нефть дешевая, а хочется еще дешевле

В 2017 года Москва и Минск договорились, что Россия будет поставлять в Белоруссию 24 млн тонн в год. Из них 6 млн экспортируются с территории России с зачислением пошлины в бюджет Беларуси. Механизм получил рабочее название «перетаможка», его суть в том, что таком образом субсидировались цены на российский газ, поставляемый в республику. До начала в России налогового маневра «перетаможка» приносила Белоруссии 550−600 млн долларов в год.


Кроме субсидирования газа, Россия субсидировали и поставки нефти на белорусские НПЗ. Для Беларуси цена нефти рассчитывалась как: цена Urals на Роттердамском рынке − минус таможенная пошлина − плюс $10 с каждой тонны (премия российских компаний) − плюс тариф на прокачку.


Премия в $10 для российских компаний действует с 2011 года, ее учредили в качестве стимула для российских ВИНК к увеличению поставок нефти в Беларусь.


На рис. 1 и 2 представлены цены на Urals для белорусских НПЗ в сравнении с мировыми.

Рис 1. Среднемесячные цены на нефть Urals на Роттердамском и Средиземноморском рынках и цены российской нефти для Мозырского НПЗ и ПО НАФТАН в 2015-2019 гг., в долларах за тонну
Рис 2. Разница в цене между стоимостью российской нефти на международном рынке и НПЗ Белоруссии, в долларах за тонну

Цена российской нефти для Минска в 2019 году составляла примерно 80% от мировой.
Выгодную для Белоруссии цену изменил российский налоговый маневр с нефтью.
Минск стал требовать пересмотра условий поставки, так как налоговый маневр снижал выгоду от неуплаты таможенной пошлины. Надбавка в $10 также перестала быть для Минска приемлемой.


На начало января разногласия между партнерами можно разделить на четыре пункта: 1) надбавка $10 к договорной цене (цена мирового рынка минус экспортная пошлина); 2) вопрос «перетаможки»; 3) компенсация за загрязнение нефти в «Дружбе»; 4) тарифы на прокачку.


В декабре 2019 года средняя цена сорта Urals составила $64,47 за баррель или примерно $469,3 за тонну (при коэффициенте пересчета 7,28 барреля на тонну). Размер экспортной пошлины, рассчитанный с коэффициентом 0,833 и на основе мониторинга цен на целевых рынках, в декабре равнялся $90,5 доллара за тонну. Таким образом, стоимость нефти без учета таможенной пошлины составила $378,8 долларов за тонну, или 80,7% от средней стоимости Urals на европейских рынках. Добавка к цене $10 долларов за тонну увеличивает цен нефти для белорусских НПЗ до 82,9% от мировой.
С 1 января 2020 года коэффициент, применяемый при расчете пошлин на нефть, снижен до 0,667. Благодаря этому размер пошлины уменьшился на $13,3, до 77,2 доллара за тонну. Цена Urals на 14 января составляла $60,02 за баррель, то есть около $436,95 за тонну. Значит, Минску она обошлась бы 359,75 долларов за тонну, или 83,3% от европейской цены Urals. А надбавка в $10 долларов поднимает белорусскую цену до 84,6% от мировой.


Для сравнения, в январе 2017 года, по расчетам Фонда национальной энергетической безопасности, баррель Urals стоил для Беларуси 40,4 доллара при европейских котировках в 53,2 доллара. То есть «льготная» цена составляла около 76% от мировой.


Первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой так охарактеризовал надбавку в $10: «В условиях реализации налогового маневра и ежегодного увеличения стоимости нефти для Беларуси за счет уменьшения таможенной пошлины платить премию российским нефтяным компаниям в том размере, в котором мы договаривались это делать в 2011 году, сегодня не имеет никакого смысла. Это просто экономически нецелесообразно».


Минск стал жестко настаивать, что купит российскую нефть только в том случае, если российские нефтяники откажутся от упомянутой надбавки.


Хотя надбавка небольшая, но при поставке в Беларусь 18 млн тонн нефти республика платит российским НПЗ сверх безакцизной стоимости нефти $180 млн. Для сравнения, дефицит бюджета Белоруссии в 2020 году $500 млн, то есть надбавка значима для бюджета республики.


Механизм «перетаможки» также вызвал споры между Москвой и Минском. Как заявил в ноябре заместитель министра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов, потери доходной части бюджета республики в 2020 году от прекращения «перетаможки» российской нефти составят 951 млн белорусских рублей (около $ 423,6 млн). Министр энергетики РФ Александр Новак позже заявил, что вопрос «перетаможки» — отдельный. «Перетаможка заканчивается в 2019 году, и если никаких дополнительных решений по перетаможке не будет принято, то нефть будет поставляться на белорусские НПЗ в тех объемах, которые будут согласованы индикативным балансом»,— пояснил Новак.

Кроме всего прочего Минск требует компенсации за снижение прокачки по «Дружбе» в 2019 году вследствие загрязнения ХОС. Объем прокачки уменьшился на 6,5 млн тонн, что привело к потери Белоруссией доходов от транзита, по оценке Минска, 2,2 млрд российских рублей.


Минск настаивает, чтобы компенсация ущерба была произведена через повышение тарифа на 23,1%. Москва не соглашается на такое повышение и придерживается своей позиции: компенсация $15 за каждый баррель испорченной нефти или компенсация за подтвержденный нанесенный ущерб.
С 1 сентября Белоруссия в рамках ранее достигнутых с РФ договоренностей повысила тариф на прокачку на 3,7%. По умолчанию, если стороны не приходят к согласию по поводу изменения тарифов, то они увеличиваются в размере среднегодового индекса потребительских цен на 2020 год (3,8%), установленного параметрами прогноза социально-экономического развития РФ, увеличенного не более чем на 3%. То есть в совокупности рост может составить 6,8%.


Недоволен Минск также качеством Urals. С 1 января 2020 года вступили в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO), согласно которым предельное содержание серы в судовом топливе снижено с 3,5% до 0,5% для всех акваторий. Российская нефть с содержанием серы 1,7% становится для белорусских НПЗ менее экономически привлекательной.

Маневры Минска и поиски альтернативы

Стороны конфликта пока не желают уступать друг друга, наоборот, противостояние нарастает. С ноября 2018 года Россия ввела запрет на экспорт в Белоруссию светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа (СУГ), оставив лишь объемы, необходимые для нужд белорусских заводов. В итоге Минск потерял в 2019 году около $240 млн вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Решение РФ было обосновано тем, что РБ производит достаточное количество нефтепродуктов для собственных нужд и поэтому не нуждается в российском топливе..

Минск начал искать альтернативные варианты поставок нефти. Александр Лукашенко стал прощупывать возможность поставок нефти в республику через Украину по нефтепроводу Одесса-Броды, через Польшу и балтийское порты. 24-25 октября 2019 года президент Беларуси совершил визит в Нур-Султан, где объявил о договоренности с Казахстаном о поставках нефти, однако в «Транснефти» опровергли существование заявок на прокачку сырья из Казахстана в Беларусь.

В декабре 2019 года президент Белоруссии объявил о возможности перевести две из трех труб «Дружбы» на территории республики в реверсный режим, чтобы снабжать белорусские НПЗ сырьем с мирового рынка через порты Польши. В этом случае у России осталась бы одна труба для экспорта, и его объем сократился в три раза: с примерно 60 млн тонн в год до 20 млн тонн в год.

Глава «Транснефти» Николай Токарев тогда отметил, что заявления белорусского лидера носят политический характер, поскольку требуют серьезной экономической проработки. По экономике они не проходят, сказал Н. Токарев.

В январе 2020 года после прекращения поставок нефти на белорусские НПЗ Минск снова обратился к Польше, Украине, странам Балтии, Казахстану и Азербайджану с просьбой представить коммерческие предложения по импорту нефти.

В январе источники в сети сообщили, что Александр Лукашенко ведет переговоры с Китаем по поводу продажи Мозырского НПЗ и предприятия «Нафтан». В случае такого события нефтяные взаимоотношения между Россией и Белоруссией, очевидно, претерпят серьезные изменения.

Scroll Up