Мировая экономика не хочет восстанавливаться

Пандемия Covid-19 ударила по мировой экономике сильнее, чем какое-либо событие со времен развала СССР. Поскольку правительства во всем мире закрывали предприятия и ограничивали свободу передвижения, спрос на рабочую силу, товары и энергию резко упал, а срок восстановления с каждым новым прогнозом переносится все дальше.

Окончательное воздействие пандемии все еще остается неопределенным. Считается, что во многом будущее будет зависеть от того, удастся ли разработать эффективную вакцину.

Но при всей надежде на вакцину, пока неизвестно, насколько она реально сократит заболеваемость. Проведенные в Москве исследования, заявил мэр Москвы Сергей Собянин, показали, что около половины населения уже имеют иммунитет к коронавирусу, но это не дает гарантии защиты от повторного заражения.

Жесткие коронавирусные ограничения вступили в силу в Швеции в конце ноября. Идея формирования коллективного иммунитета и введения карантинных правил, которые носили бы исключительно рекомендательный характер, потерпела крах. В стране с населением 10,2 миллиона человек более 208 тысяч заболевших, 6406 человек скончались. Заболеваемость на душу населения в Швеции оказалась значительно выше, чем в соседних Финляндии и Норвегии, где с самого начала предприняли жесткие меры против распространения инфекции.

С 15 декабря Британия отменила двухнедельный карантин для туристов из государств, не входящих в перечень безопасных «туристических коридоров», в том числе, для приезжих из России. Но для этого путешественникам необходимо самостоятельно оплатить свой повторный тест на коронавирус. По новым правилам в изоляции им надо будет провести всего пять дней. Стоить такой тест будет около ста британских фунтов.

Долгосрочное влияние пандемии может сохраняться на десятилетия. По мнению аналитиков Wood Mackenzie, основные постковидные тенденции уже очевидны:

— правительства более активно вмешиваются в бизнес и контролируют  население;

— ограничиваются международная торговля и поездки;

— растет использование новых технологий для адаптации к жизни в условиях изоляции.

Расширенная роль правительства

Чтобы ограничить распространение коронавируса, правительства приняли меры, не имевшие прецедентов в послевоенное время, наложив ограничения на бизнес и население, которые охватили почти 4 миллиарда человек.

Попытка смягчить экономический удар от этих ограничений также означала значительно более активное вмешательство государственного сектора с запуском масштабных фискальных и денежных программ для поддержки бизнеса и финансовых систем. Можно ожидать, что некоторые из этих программ продлятся многие годы.

Меры по ограничению риска повторного появления Covid-19 также предполагают, что правительства возьмут на себя больше полномочий, ограничат мобильность и будут собирать больше личных данных.

Отступление от глобализации

Пандемия выявила риски в некоторых критически важных расширенных цепочках поставок, особенно в отношении медицинского оборудования. Чем дольше длится кризис, тем больше правительства и предприятия будут стремиться закупать товары, компоненты и товары, которые находятся на меньшем расстоянии и в большей безопасности, считают в Wood Mackenzie.

Риторика в некоторых странах, особенно в США, о «привлечении Китая к ответственности» за якобы неспособность должным образом предупредить мир об опасности нового коронавируса, также указывает на усиление барьеров для международной торговли.

Идеология свободной торговли уже отступила во многих странах, и пандемия интенсифицировала призывы к усилению экономического национализма. Решение японского правительства выделить 2,2 миллиарда долларов США на помощь компаниям в переезде из Китая является одним из признаков того, что страны пытаются уменьшить зависимость от импорта.

Расширение применения автоматизации

Случаи коронавируса, зарегистрированные на нефтегазовых платформах в Мексиканском заливе, напомнили о сложности борьбы с вирусом в замкнутых условиях. Автоматизация большего количества процессов станет одним из способов борьбы с угрозой заражения на рабочем месте.

Набор технологий, включая недорогие датчики, машинное обучение и передовую робототехнику, позволяет компаниям переосмыслить операции в энергетике, металлургии, горнодобывающей промышленности и многих других отраслях.

Снижение спроса на личные поездки

Когда пандемия закончится, люди захотят путешествовать во время отпуска, встречаться с семьей, друзьями и клиентами. Тем не менее, пройдет много времени, пока объем поездок восстановится. Многие люди будут по-прежнему нервничать по поводу рисков, а правительства сохранят некоторые ограничения даже после возобновления работы предприятий, возобновляя блокировку всякий раз, если ситуация начнет ухудшаться.

Компании прошли вынужденный ускоренный курс по использованию возможностей современных технологий удаленной работы и будут стремиться сократить расходы везде, где это возможно, за счет исключения ненужных поездок. Они также будут стремиться к сокращению офисных площадей, что приведет к сокращению количества поездок на работу.

Экономический спад сопровождается инфляцией

Негативные тенденции уже проявляют себя через экономические показатели.

Мировая торговля в октябре в количественном измерении (физические объемы) сократилась на 1,57% сравнению с тем же месяцем год назад. Сокращение идет девять месяцев подряд и 15 из последних 16 месяцев. Мировая торговля в денежном измерении (в долларах) сократилась на 0,27% по сравнению с тем же месяцем год назад. Шестикратное (!) превышение падения по количеству по отношению к падению в долларах означает тенденцию к инфляции. Цунами печати денежных знаков со стороны ЦБ ведущих стран мира начала прорываться на рынок потребительских и промышленных товаров.

Источник: «Вера в бессмертие»

На надежду на восстановление экономики и рост спроса на энергоресурсы отрицательно влияет продолжающийся экономических спад в ведущих экономиках мира. Индустриальное производство в целом по «развитым» странам в октябре в минусе по сравнению с тем же месяцем год назад на 5,11%. Объемы индустриального производства этих стран сейчас хуже даже 2007 года, т.е. сгорело все «десятилетие восстановления».

Индустриальное производство США сократилось в октябре по сравнению с тем же месяцем год назад на 5,34%, индустриальное производство Германии вновь сократилось на 8,53% по сравнению с тем же месяцем год назад (причем сокращение наблюдается 25 из 26 последних месяцев), у Италии по сравнению с прошлым годом сокращение минус 5%. Индустриальное производство Индии сократилось по сравнению с тем же месяцем год назад на 8%.

Текущий уровень индустриального производства по сравнению с 2000, 2007 и 2019 гг.

Возможные сценарии восстановления

В качестве основы для размышлений о долгосрочных последствиях пандемии аналитики Wood Mackenzie предлагают три сценария. Один сценарий моделирует полное восстановление мировой экономики (сценарий «Полное восстановление»), второй исследует влияние повсеместного отказа от глобализации (сценарий «Действуй в одиночку»), а третий рассматривает последствия использования правительствами экономических стимулов для ускорения энергетического перехода (сценарий «Более экологичный рост»).

Ключевые особенности сценариев:

1. Полное восстановление

Резкий, но относительно короткий спад мировой экономики, эффективные вакцины становятся доступны в следующем году. Массовое государственное вмешательство помогает экономике восстановиться, и к концу 2020-х годов мир достигнет такого же уровня ВВП, как если бы пандемии никогда не было. Корпоративная стратегия и поведение потребителей в целом возвращаются к прежним моделям.

Сценарий « полного восстановления » можно рассматривать как «лучший вариант» для спроса на нефть. После нескольких лет сбоев потребление возвращается к долгосрочным перспективам, которые Вуд Маккензи прогнозировал в конце прошлого года, достигнув пика во второй половине 2030-х годов. Основным источником роста является сырье для нефтехимии. Спрос на газ продолжает расти в течение всего периода, достигнув примерно 5 триллионов кубометров в 2040 году, что на 34% выше уровня 2019 года. Спрос на уголь медленно снижается в течение этого периода, его заменяет газ и все более дешевые возобновляемые источники энергии.
2. Действуйте в одиночку

Спад глубже, а последующий рост более медленный. Коронавирус оказывается более трудным для излечения, чем предыдущие эпидемии гриппа. Сильно негативное влияние на международную торговлю, вызванное международной напряженностью и опасениями заразиться, а также давление в пользу более коротких и безопасных цепочек поставок. Более жесткий контроль за поездками и иммиграцией. Глобальный экономический рост замедляется.

В сценарии « Действуй в одиночку » более слабый экономический рост означает, что в следующие два десятилетия спрос на энергию будет снижаться. Рынки авиакеросина и дизельного топлива продолжают расти, но более медленными темпами из-за ограничений на поездки и торговых барьеров. Спрос на нефть не достигает ранее прогнозируемого пика, а показывает очень незначительный рост после первоначального восстановления после пандемии. К 2030 году он едва ли окажется выше, чем ожидалось на 2020 год, если бы пандемия не разразилась. Спрос на уголь растет в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии, но снижается в США, Европе и, в конечном итоге, в Японии, Южной Корее и Тайване, что перевешивает рост спроса.
3. Более экологичный рост

Резкий спад и сильный отскок. Правительства США, Китая, Европы и других стран фокусируют программы стимулирования на поддержке энергетического перехода. Налоговые льготы, гранты и недорогие ссуды предлагаются для возобновляемых источников энергии, электромобилей, хранилищ и других низкоуглеродных технологий.

Сценарий « зеленого роста » соответствует прогнозу Wood Mackenzie об ускоренном энергетическом переходе, отражая потенциальные изменения в мировой энергетической системе, если правительства во всем мире примут решение радикально изменить выбросы углерода.

После восстановления после пандемии мировой спрос на нефть в 2020-х годах практически не изменится, а в 2030-х годах начнется резкое падение. Спрос на газ растет, поскольку он вытесняет уголь для производства электроэнергии и бытовых нужд.

Совокупная доля нефти, газа и угля в общем объеме первичной энергии упадет до 68% в 2040 году по сравнению с 84% в 2019 году. Произойдет резкий рост спроса на металлы, особенно на сырье для аккумуляторных батарей.

Сценарии предполагают долгосрочное влияние на спрос на энергию, которое может сохраняться в течение десятилетий. В частности, под угрозой находится спрос на нефть, которому могут потребоваться годы, чтобы восстановить уровень до пандемии, а после этого он будет расти лишь медленно.

Последние новости говорят за то, что правительства развитых стран и бизнес выбрали в качестве основного сценария «Более экологичный рост».

Япония, Южная Корея, Китай, страны Евросоюза объявили о своих планах довести выбросы парниковых газов до нуля к 2050-2060 гг. Глобальные институциональные инвесторы, управляющие почти 7 триллионами долларов, заявили, что планируют удвоить свои инвестиции в возобновляемые источники энергии в течение следующих пяти лет. Доля возобновляемых источников энергии в их портфелях может вырасти с 4,2% до 8,3% к 2025 г. О намерении увеличивать долю ВИЭ в своем бизнесе заявили все крупнейших нефтегазовые мейджеры.

Каждый день приходят сообщения о новых проектах по строительству мощных солнечный и ветровых электростанций и постепенном выводе из эксплуатации угольных станций.

Германия собирается стимулировать досрочное закрытие угольных станций через механизм конкурсных торгов на премии за закрытие.

Вот как выглядит будущее европейской энергетики по мнению аналитиков Wood Mackenzie.

Емкость европейских рынков электроэнергии большой пятерки

Scroll Up