«Миллионы кубометров». Сможет ли африканский газ заменить Европе российский

В Евросоюзе продолжают бурно обсуждать эмбарго на российскую нефть, которое хотят включить в шестой пакет санкций. Газ не трогают: к такому в ЕС пока не готовы. Но упорно думают, как это сделать. В частности, присматриваются к богатой углеводородами Африке. Способен ли Черный континент помочь Европе с энергоносителями, разбиралось РИА Новости.

Марокканский реверс

На ускоренный энергетический переход — полный отказ от всего российского топлива — ЕС в ближайшие пять лет намерен потратить 195 миллиардов евро, сообщает Financial Times. Масла в огонь подливают американцы: они провели переговоры с Катаром о поставках газа в Европу. Однако на форуме стран-экспортеров в Дохе арабы заявили, что не в состоянии обеспечить нужные объемы. Газовые ресурсы Аравийского полуострова огромны, так что в подтексте звучало: не хотят. Беседы на ту же тему Германии с Катаром тоже закончились ничем.

Теперь в Европе ломают голову: смогут ли страны Африки, располагающие гигантскими запасами голубого топлива, дать 150-190 миллиардов кубометров в год (столько поступает из России). Ключевое значение здесь у Алжира: национальная нефтегазовая компания Sonatrach — ведущий экспортер.

Доказанные запасы в стране — более 4,3 триллиона кубометров. Это второй показатель на Черном континенте и одиннадцатый в мире. В 2021-м добыча выросла на 17% — до 100 миллиардов кубометров. Причем из-за разрыва отношений с Марокко образовался газовый профицит — по оценкам Al Jazeera, порядка 200 миллионов кубометров. Алжир прекратил прокачку по маршруту Магриб — Европа и объявил, что весь поток пойдет напрямую в Испанию по действующему трубопроводу Medgaz.

Марокканцы попросили испанцев о реверсе. Тогда Министерство энергетики Алжира пригрозило полным прекращением поставок в Европу. В Мадриде попытались разрядить обстановку, указав, что «газ, приобретаемый у нас марокканской стороной, будет не из Алжира». Подразумевается приобретение СПГ на международных рынках и выгрузка его на регазификационном терминале. В Алжире сделали вид, что поверили: все же не хочется терять рынок сбыта. Кроме того, в апреле состоялись переговоры с Италией и Францией.

На всех не хватит

Итальянцы добились увеличения поставок с осени 2023-го. Сделку заключат Sonatrach и нефтегазовая группа Eni, сообщил премьер-министр Марио Драги. С французами пока не ясно. Париж до сих пор не получает энергоносители из бывшей колонии. Еще зимой обсуждали строительство нового трубопровода. В апреле глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан посетил Алжир и, в частности, отметил: страна «дает около 11% потребляемого Европой газа, в то время как доля России доходит до 47%». Красноречивый намек.

Но гендиректор Sonatrach Тауфик Хаккар предупреждает: полностью заменить российское топливо не получится. Правда, добавляет: Алжир ищет новые газовые месторождения и надеется через четыре года удвоить добычу — до 22% европейского импорта. Как считают аналитики, экспорт ограничивают недостаточно развитая инфраструктура и нехватка инвестиций. В Европе это понимают и готовы решать проблемы. Испанский газовый оператор Enagas SA сообщил о намерении расширить Medgaz в сотрудничестве с алжирскими партнерами. Также обсуждаются проекты трубопроводов Galsi и Greenstream из Северной Африки в Италию. Кроме того, 75% алжирского газа поступает в Европу в виде СПГ — танкерами. Однако ЕС этого явно недостаточно — там требуется 340-350 миллиардов кубометров в год. Алжир же в 2020-м экспортировал в регион только 40 миллиардов. Объявленное увеличение поставок не покроет и четверти того, что приходит из России.

Труба под угрозой

Европейские аналитики исследуют ресурсные возможности и других стран Африки. Крупнейшие запасы — в Нигерии. Министр по нефтегазовому сектору Тимипре Сильва заявил на форуме в Дохе: «Мы хотим достроить Транссахарский трубопровод, который доставит наш газ в Алжир, а затем в Европу».Однако скорое завершение проекта вызывает большие сомнения. О необходимости проложить газовую трубу в четыре с лишним тысячи километров от Гвинейского залива до Средиземного моря заговорили еще в 1970-х. Из-за политического и военного хаоса к работам приступили лишь в 2009-м. Хотели управиться за шесть лет. Помешала экстремистская организация «Движение за освобождение дельты Нигера» (MEND), борющаяся за национализацию нефтегазовой отрасли.Методы у «освободителей» террористические: похищение и убийство нефтяников, взрывы трубопроводов. Особенно не любят иностранцев. В 2006-м боевики, напав на базу итальянской Eni, застрелили девять сотрудников. Позднее погибли еще несколько граждан разных стран. Небезопасно перевозить нигерийские энергоносители и морем: MEND и другие группировки превратили Гвинейский залив в пиратский. Брали десятки заложников, в том числе российских и украинских моряков.Правительство Нигерии пытается обуздать боевиков, и в последние годы их активность снизилась. Однако, по данным Al Jazeera, вести нефтегазовые разработки в регионе по-прежнему проблематично.

И все же компания Shell продолжает осваивать африканский шельф. Так, о совместных проектах с энергетическим гигантом сообщает Танзания с шестыми по масштабам запасами газа в Африке — 1,6 миллиарда кубометров. Власти утверждают: цель — экспорт в Европу. Но это долгосрочная перспектива. Длительное отсутствие инвестиций обернулось хаосом в энергетике. ЕС стоит рассчитывать только на газ из Северной Африки, никак не из Центральной.

Битва за Африку

Между тем на пятки европейским и американским нефтегазовым корпорациям наступают китайцы. С 2019 по 2023 год государственные компании КНР Sinopec, CNPC и CNOOC инвестируют в разработку и добычу углеводородов более 15 миллиардов долларов. Больше лишь у BP с Shell и Eni. Порядка 25% нефтегазового китайского импорта — это Африка.

Тут есть свой интерес и у России. По данным агентства Прайм, «Лукойл» участвует в проектах в странах Гвинейского залива, а также в Египте. На одном из крупнейших месторождений этой страны работы ведет и «Роснефть». «Газпром» действует в Алжире, в бассейне Беркин — вместе с Sonatrach.Россия старается сохранить влияние в Северной Африке, и не только в энергетике. Недавно в честь 60-летия партнерства между странами Алжир посетил глава МИД Сергей Лавров. Он отметил «новое качество двусторонних отношений» и передал президенту Абдельмаджиду Теббуну приглашение Владимира Путина совершить визит в Россию. Однако подробности встречи с алжирским коллегой Рамтаном Ламамрой не раскрываются. В МИД подчеркнули: Алжир — один из лидеров в Африке и арабском мире по торговле с Москвой. В прошлом году товарооборот превысил три миллиарда долларов — в основном за счет поставок зерна. Закупает Алжир и вооружение. Надо сказать, у этого сотрудничества довольно крепкие корни: в 1962-м Советский Союз стал первой страной, установившей с Алжирской Республикой дипломатические отношения. Как заключает турецкое агентство Anadolu, экономическое и военное партнерство Алжира с Россией может поставить под вопрос расширение республикой газового импорта в ЕС. Тем более что пока страны Северной Африки к санкциям Запада не присоединились.

Газовое давление

Опрошенные РИА Новости эксперты считают, что активность ЕС в Алжире и Египте вряд ли навредит России. Трубопроводную инфраструктуру Северной Африки не расширить быстрее, чем за три года. А мощности СПГ-терминалов крупных портов Европы — Роттердама, Дюнкерка и Зебрюгге — практически полностью исчерпаны», — указывает гендиректор инвестиционной компании ООО «АБЦ» Евгений Лашков. По его мнению, есть и политические сдерживающие факторы. Масштабное увеличение алжирских поставок неизбежно приведет к удорожанию газа на внутреннем рынке. Это опасно для политической стабильности страны.

Также Алжир крайне заинтересован сохранить хорошие отношения с Москвой, в том числе по причине приобретения российской нефти по дисконтной цене», — добавляет эксперт. Международный финансовый аналитик Андрей Плотников полагает, что Африка, в частности северная, становится особо привлекательной для расширения мировых ресурсов. Но даже с участием Египта, уточняет он, Европа нескоро получит с Черного континента желаемые объемы газа: страна не подключена к европейской сети трубопроводов. Поэтому переговоры о создании газовой инфраструктуры в Африке носят скорее политический характер, чем экономический. А инвесторы, учитывая все риски, не торопятся участвовать в таких проектах.

Scroll Up