Как развивается «зеленая» логистика в России

Устойчивое развитие в неустойчивое время
Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что лишь 18,5% крупнейших российских компаний заявляют в своих миссиях, что занимаются вопросами экологии. А вместе с тем законодательство в области охраны окружающей среды ужесточается. Так, летом прошлого года Госдума приняла закон о регулировании выбросов парниковых газов. На прошлогоднем форуме ПМЭФ-2021 заявили, что к 2030 году в рамках нацпроекта «Экология» в стране планируют перерабатывать 100% отходов, а объемы захоронений твердых бытовых отходов сократить вдвое.

Конечно, экономический кризис внес коррективы в планы по поддержке экологии, однако «зеленая» повестка по-прежнему остается важной составляющей бизнеса. И возможное переориентирование экономического партнерства с европейского на азиатский рынок не отменяет этой важности — Китай активно задает тренды в «зеленой» энергетике. Инвесторы сегодня осознаннее подходят к выбору компаний и ценных бумаг, уделяя повышенное внимание тому, как они соответствуют принципам устойчивого развития в экологической, социальной и экономической сферах.

ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
Также все больше покупателей заботятся об окружающей среде и отдают предпочтение организациям с такими же взглядами. Об этом говорят результаты недавнего исследования центра NielsenIQ — 52% потребителей поддерживают всевозможные фонды и экоинициативы, а 59% лояльнее относятся к брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию.

Удивительно, что чем «зеленее» процессы компании, тем эффективнее они могут быть — особенно это касается цепочек поставок и логистики. Даже в меняющихся условиях геополитического и экономического кризиса забывать об экологии ни в коем случае нельзя, поскольку чем больше мы бездействуем, тем пагубнее наши действия сказываются на окружающей среде.

Что такое «зеленая» логистика
В целом, «зеленая» логистика — это любые инициативы в поставках и хранении товаров, направленные на устойчивое развитие. Ее цель — улучшение бизнес-процессов и, главное, снижение экологического следа. Инициативы могут быть разными — все зависит от бизнеса и отрасли. В основном компании стараются выбрасывать меньше углекислого газа в атмосферу, использовать полностью возобновляемую энергию, а также инвестируют в проекты, которые направлены на уменьшение парникового эффекта.

Сегодня увеличение углеродного следа — одна из важнейших экологических проблем. В 2021 году количество выбросов парниковых газов увеличилось на 4,9% по сравнению с 2020-м. Они остаются в атмосфере на протяжении столетий, а их объемы уже привели к тому, что температура на Земле повысилась на 2°C. Поэтому логистическим компаниям, которые контролируют поставки и хранение десятков тысяч товаров, необходимо становиться как можно «зеленее» и находить решения, способные снизить выбросы опасных газов.

Развитие «зеленой» логистики в РФ
В России экологические инициативы в логистике и экономике не так распространены, как на Западе, однако ESG-принципы, то есть вовлечение компании в экологические, социальные и управленческие проблемы, становятся всё популярнее. Одна из таких организаций в России — технологический гигант «Сбер». Так, при выдаче кредитов банк учитывает ESG-рейтинг организации. И уже с начала 2021 года «Сбер» выдал «зеленых» кредитов на сумму ₽52 млрд, в том числе логистическим и добывающим компаниям.

Что касается самих бизнесов, то одним из первопроходцев в экологичной логистике стала компания экспресс-доставки DHL. Она продвигает инициативы по снижению углеродного следа, пересматривая привычные логистические процессы. Так, 86% электричества производится в компании из возобновляемых энергоресурсов, а электрокары проехали более 100 млн км «последней мили» доставки.

Высокий уровень потребления и растущее количество выброшенных упаковок не только загрязняют окружающую среду, но и способствуют распространению бактерий, которые разрушают почву и леса. Один из главных загрязнителей — пластик. Так, например, в России ежегодно образуется около 70 млн тонн коммунальных отходов — из них утилизируются лишь 5 млн тонн (7%), остальное отправляется на полигоны.

Поэтому упаковка, в которой логистические компании доставляют товары, должна быть не только прочной, но и «дружелюбной» по отношению к природе. Так, например, всю тару — картонные коробки, пленку, контейнеры — можно производить из вторсырья или перерабатываемых материалов.

По данным Международного института холода, на долю холодильной техники и систем кондиционирования, которые используются для хранения и транспортировки продуктов питания, приходится до 15% мирового потребления электроэнергии. Использование энергоэффективного оборудования позволяет ретейлерам и дистрибьюторам снижать потребление энергии и экономить не только природные ресурсы, но и бюджет компании.

Вместо синтетических хладагентов на фреоне компании все чаще выбирают альтернативные или «природные» хладагенты, например диоксид углерода (СО2). Это единственный нетоксичный хладагент, который не влияет на озоновый слой и не способствует парниковому эффекту. С точки зрения холодильной промышленности диоксид углерода также обладают массой достоинств — хладагенты на СО2 доступны, безопасны в использовании, имеют высокую производительность и сравнительно низкую стоимость.

Для ретейлеров и дистрибьюторов неточные прогнозы, сделанные вручную, часто оборачиваются ситуациями нехватки и переизбытка, когда приходится довозить товар или забирать из магазина излишки — в обоих случаях нужно задействовать дополнительные временные и денежные ресурсы.

Чтобы грамотно выстроить процесс закупки продуктов у производителей и выбрать оптимальный график поставок, крупнейший дистрибьютор продуктов питания в Прибалтике Reaton решил автоматизировать процесс прогнозирования с помощью предиктивной аналитики, тем самым повысив точность прогнозов с 45% до 85%. Это позволило продумать объем поставок в коробках и задействовать для доставки грузов ровно столько единиц транспорта, сколько необходимо — польза не только экономическая, но и экологическая.

Точное прогнозирование потребительского спроса также позволяет избежать пищевых остатков — одного из основных источников парниковых газов. Ежегодно они выделяют 485 млн т СО2, что равно годовому количеству выбросов 100 млн автомобилей. Люди могут сократить свой углеродный след на 6–8%, если перестанут выбрасывать еду. Оптимизация поставок поможет в какой-то степени решить эту проблему: чем меньше невыкупленных товаров остается на складах, тем больше шансов, что они произведут минимальное количество вредных газов.

Подробнее на РБК

Scroll Up