Зеленая энергетика начала убивать

На 17 февраля в Техасе (США) от необычного для этого региона холода, отключения подачи электроэнергии, нехватки газа и коллапса транспорта погибли 21 человек, передает Рейтер. Некоторые замерзли, некоторые отравились угарным газом в попытках согреться от работающих двигателей автомобилей в гаражах или газовых горелок в помещении.

В безветренную погоду замерзли около половины ветряков, и когда снова подул ветер, они не смогли начать вращаться. Замерзли также многие газовые скважины, как не рассчитанные на работу при значительном минусе (по техасским меркам, до минус 18 °C), и подача газа на электростанции и для коммунальных нужд резко сократилась. Случились сбои даже с угольными котлами.

Замерзли трубы отопления и канализации. Люди не могли согреться, приготовить пищи, набрать воды.

По оценкам аналитиков Wood Mackenzie, из-за морозов была прекращена добыча нефти в объеме около 1 миллиона баррелей в день, и, по мнению отраслевых аналитиков, могут пройти недели, прежде чем она будет полностью восстановлена.

Согласно предварительным данным Refinitiv Eikon, ежедневная добыча природного газа в США упала примерно на 17% с конца после 15 февраля до 72,1 миллиарда кубических футов в день 17 февраля.

Основной причиной техасской катастрофы, повлекшей коммунальную катастрофу с человеческими жертвами и остановку нефтегазовых предприятий, стала нехватка электроэнергии вследствие остановки ветрогенераторов. Вот месячный график профиля энергоснабжения территории по видам генерации.

30 января ветрогенераторы обеспечили примерно 55% энергии системы, а 16 февраля около 4%. В пике катастрофы 16 февраля на ископаемое топливо приходилось 83% генерации штата, а с атомной генерацией – 92%.

От полного коллапса в условиях нехватки мощности сеть спасали оставшиеся атомные и угольные станции и веерные отключения, которые для некоторых потребителей вместо обещанного часа оборачивались сутками без света. На вечер 16 февраля более 3,5 миллионов клиентов в сети ERCOT, снабжающую Техас и некоторые территории прилегающих штатов остались без электричества.

Ничего необычного в ситуации с энергоснабжением Техаса нет. Точно такая же картина с нехваткой энергии, только без катастрофических последствий, наблюдалась в Германии в 10-х числах февраля. Страна жила за счет атомных, угольных и газовых станций. При этом подлежащие закрытию по планам правительства угольные и атомные станции давали порядка 50-60% энергии.

Аналогичная картина сложилась в Японии. Снижение средней температуры воздуха в крупных городах Японии с +7,6 до +4,4 градуса по Цельсию, пишет Алексей Кочетов, вызвало энергетический коллапс, самый крупный за последние 30 лет. Японии попросту не хватало электроэнергии, и власти Японии призвали население сократить потребление электроэнергии, а в северных префектурах более 5,5 миллионов семей остались без электричества.

Еще одним следствием «зелени» стали скачки цен на энергоресурсы, немыслимые для традиционной энергетики. Вот скачки цен на природный газ на азиатском рынке.

В « зеленой» Великобритании правительство обдумывает чрезвычайные меры, которые позволят сетям отключать электроэнергию у потребителей без предупреждения или компенсации. Сетям дадут права отключать зарядные устройства для электромобилей и системы центрального отопления в британских домах, когда они считают, что сеть находится в «аварийном» состоянии. Уже сейчас стоимость отопления домов не по карману многим британцам.

«Зеленая» энергетика довела прежде энергоизбыточную Швецию до того, что государственная телерадиокомпания Швеции советует гражданам не пылесосить  в выходные, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на электросети страны. Цены на электроэнергию в Швеции взлетели в несколько раз. Даже некоторые бумажные фабрики страны остановили бумагоделательные машины, потому что электричество стало настолько дорогим, что производство перестало окупаться.

В США цены на газ начали расти с приходом холодов еще до техасской катастрофы.

Например, на Southern Star nat gas spot (Канзас, Техас, Оклахома) цены в первой декабре февраля выросли с обычных $2 до $38 (почти в двадцать раз).

Цены быстро росли и на других хабах региона.

В итоге цены на газ в Оклахоме, сообщал Bloomberg, выросли в 40 раз за два дня — с $9 на 10 февраля до $377 на 12 февраля (за миллион BTU), а цены на электроэнергию в северном Техасе выросли в 20 раз – со среднего уровня в $18,16 до $386,26 за мегаваттчас.

На техасском энергохабе ERCOT North Hub 15 февраля пиковые цены на электроэнергию взлетели до уровня выше 3000 долларов по сравнению с предыдущим уровнем в 325 долларов за МВтч.

Пиковые цены на электроэнергию в Техасе 16 февраля составляли от 5 до почти 9 тыс. долларов за МВтч.

Зарядка Tesla подорожала с 25 до 9000 долларов.

Веерные и полные отключения в США затронули более 5 млн клиентов, а по оценке Bloomberg это может значить, что реальное число оставшихся без света составляло от 15 млн человек.

Последствия будут расхлебывать долго. Некоторые дома, которые залило водой, возможно, придется сносить, ремонт обойдется дороже.

Пока даже не оценивается, какой урон нанесен инфраструктуре.

После всех этих еще не закончившихся событий уместно поставить вопрос: кто виноват и что делать?

The Wall Street Journal написала 17 февраля:

— В течение трех десятилетий политики обеих партий продвигали субсидии на возобновляемые источники энергии, которые сделали сеть менее стабильной.

— Начать можно с Закона об энергетической политике 1992 года, подписанного Джорджем Бушем-старшим, который создал налоговый кредит на производство для стимулирования зарождающейся ветроиндустрии. Генераторы собирают до 25 долларов за мегаватт-час энергии, которую они производят, независимо от рыночного спроса. Кредит должен был истечь в 1999 году, но ничто не длится дольше, чем временная правительственная программа, как однажды пошутил Рональд Рейган.
— Лобби возобновляемых источников энергии нашло союзников в ветреных штатах, таких как Техас, Оклахома и Айова. Бывший генеральный директор Enron Кен Лэй, сделавший большую ставку на ветер, умолял тогдашнего губернатора Техаса Джорджа У. Буша, и он в 1998 году лоббировал в Конгрессе продление кредита на пять лет. С тех пор Конгресс продлевал его более десяти раз, последний раз в декабре прошлого года
Но обвинять только Конгресс техасцам не следует. В 2009 году был анонсирован проект постройки трёх интерконнекторов по 5 гигаватт каждый, чтобы связать воедино три энергосистемы США. Однако техасский ERCOT предпочёл перенаправить средства на постройку ветряков и солнечных батарей. Плюс ради борьбы с глобальным потеплением в Техасе с 2018 по 2020 г.г. были выведены из эксплуатации 5 угольных электростанций общей мощностью в 6 ГВт.

Перелом в борьбе с углеродобесием начнется тогда, когда где-то хотя бы уровне штата, провинции, земли власти станут обсуждать, как сделать энергосистему надежнее. Как только в аргументах требования «надежность» и «экономичность» займет более высокое место, чем «борьба с парниковыми газами», камень покатится с горы обратно.

До этого еще далеко, потребуется несколько лет морозных катастроф с массовыми человеческими жертвами, и они, к сожалению, будут. Все нефальсифицированные климатические измерения и модели показывают, что рост температуры поверхности Земли остановился. Уже пять с половиной лет температура не растет с тенденцией к похолоданию.

Во всех стратах общества в разных странах раздается все больше голосов о пагубности строительства энергосистем исключительно на основе ветра и солнца, так что хочется верить, что разум в конце концов победит антиуглеродное мракобесие.

***

В морозы в Техасе улетел в небеса спрос на дрова.

«Удивительно, что несколько дней без тепла и электричества могут сделать с соседями».

Scroll Up