Ветроэнергетика не выгодна даже на Крайнем Севере

Российская Ассоциации Ветроиндустрии выпустила очередной отчет о развитии российской ветроэнергетики в 2020 году «Обзор российского ветроэнергетического
рынка и рейтинг регионов за 2020 год». Обзор отрасли отражает состояние рынка и его основные тенденции.

Активизацию многих стран в части политики низкоуглеродного развития (например, о планах по достижению углеродной нейтральности в прошлом году заявили Китай и Япония, а США вернулись в Парижское соглашение) многие расценивают как надежную перспективу для ВИЭ, однако приведенные в отчете материалы вызывают сомнение в необходимости развивать это направление в России.

Основные события в отрасли в 2020 году

Большая часть проектов, запланированных на 2020 год, была закончена в срок, говорится в отчете. На проект Азовской ВЭС, который не был закончен в 2020 году, по решению Наблюдательного совета Ассоциации НП «Совет рынка» предоставлена отсрочка по штрафам за перенос сроков ввода на 4 месяца, в течение которой Поставщик должен подписать с покупателями мощности соглашения о признании факта наступления обстоятельств непреодолимой силы. По оценкам ПАО «Энел Россия», ежемесячный штраф за несвоевременный ввод Азовской ВЭС для компании составил бы около 30 млн рублей. Таким образом, запуск Азовской ВЭС планируется с минимальным отставанием от графика и с меньшими рисками штрафных санкций.

Впервые была произведена отгрузка оборудования ВЭС российского производства на экспорт. В Ульяновске 14 апреля 2020 года прошла торжественная отгрузка на экспорт в Данию первой партии лопастей — 48 лопастей для ветрогенераторов с завода компании Vestas Manufacturing Rus, созданном совместно с РОСНАНО и наноцентром ULNANOTECH. Оборудование предназначено для турбин Vestas марки V126 единичной мощностью 3,45 МВт и позволит покупателю построить 55 МВт новой ветрогенерации.

В прошлом году был проведён последний конкурсный отбор проектов ВИЭ‑генерации (ДПМ ВИЭ‑1) по старой программе поддержки. 1 декабря 2020 г. на сайте АО «АТС» («Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии») был опубликован перечень проектов ВИЭ, отобранных по результатам финальной части отбора по программе ДПМ ВИЭ‑1. Право построить и запустить в 2023‑24 годах ветропарки суммарной мощностью 192,5 МВт выиграла АО «ВетроОГК‑2», дочерняя компания АО «НоваВинд», которая в свою очередь является дочерней структурой ГК Росатом.

В соответствии с конкурсными заявками капитальные затраты на все проекты будут не выше 65,05 тысяч рублей за 1 кВт установленной мощности. Из них в 2023 году планируется ввести 35 МВт, а в 2024 году – 157,5 МВт.

Достигнута новая планка суммарной установленной мощности ВЭС в российской электроэнергетике — 1 ГВт. И хотя в официальной статистике Обзора‑2020 по итогам 2020 года зафиксировано значение 904 МВт, в конце 2020 года Кочубеевская ВЭС мощностью 210 МВт была достроена и сдана в эксплуатацию.

До конца года не была принята ожидаемая новая программа ДПМ ВИЭ 2.0, регламентирующая нормы и правила рынка после 2024 года.

В октябре 2020 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2020 № 2749–р — первый официальный нормативный документ, который регламентирует нормативы по локализации на 2025–2035 гг.:

— переход к оценке локализации по балльной системе и ступенчатому повышению требуемых показателей локализации на период с 2025 года по 2030 г. – 87 баллов и на период с 2031 года по 2035 г. – 102 балла;

— добавлена экспортная составляющая. Целевые показатели экспорта зафиксированы с 2025 по 2029 гг. на уровне 5% от величины совокупных капитальных затрат, с 2030 по 2032 гг. – 10%, с 2033 по 2035 гг. – 15%.

Итоги ветроэнергетики в 2020 году

На рисунках приведена структура производства электроэнергии в ЕЭС России в 2020 году и структура установленной мощности электростанций ЕЭС.

Из приведенных данных следует, что КИУМ ветростанций РФ составляет всего 15% при стандартной для Европы величине 30-40%. Это означает, что ветростанции построены в регионах со слабым ветром. Солнечные станции работают близко к мировым стандартам, их КИУМ составляет 13%.

На рисунке ниже приведен график производства электроэнергии на квалифицированных объектах ВИЭ в 2014-2020 годах на розничном и оптовом рынке, подтвержденной сертификатами.

Показателен рост производства на ЭС на свалочном газе и сокращение ЭС на биомассе и отходах. Станции на свалочном газе финансируются по экологическим программам, а станции на биомассе и отходах показали свою недостаточную рентабельность. Биогазовые станции также практически не получили развития.

Общий незначительный, меньше 1%, объем производства электроэнергии на солнечных и ветровых станциях показывает, что отрасль ВИЭ не смогла привлечь достаточный объем инвестиций и стать рентабельной, оставаясь по-прежнему дотируемой за счет потребителей.

В марте правительство по требованию энергетиков согласовало снижение объемов поддержки ВИЭ-энергетики на 2025–2035 годы на 22% — с 400 млрд до 313 млрд руб. (в ценах 2021 года). Энергетики пригрозили, что при дальнейшем росте дотируемой ВИЭ не смогут удержать цену на электроэнергию для потребителей в пределах инфляции.

Глава Минэнерго Николай Шульгинов считает, что России с учетом особенностей ее энергобаланса нецелесообразно наращивать ВИЭ опережающими темпами. «Идти по пути стран, не обладающих энергоресурсами, наращивая ВИЭ опережающими темпами, России, с учетом особенностей ее энергобаланса, нецелесообразно. Нужно создавать эти мощности, там, где есть дефицит, где действительно невозможно или слишком дорого традиционное энергообеспечение, но не разгружать традиционную генерацию в погоне за европейскими целевыми показателями», – заявил министр.

Некоторые эксперты считают вообще нецелесообразным развивать ВИЭ в России. Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, заявил, что «зеленая» энергетика — это путь к бедности.

Сокращение бюджетных субсидий сразу сказалось на желании бизнеса строить ВИЭ. С 2021 года по 2024 год установленная мощность новых объектов ВИЭ сократится в 3,2 раза – с 737,77 МВт до 228,75 МВт.

Сокращает энтузиазм бизнеса снижение минимального и максимального значения капитальных затрат для ВИЭ.

Источник: https://minenergo.gov.ru/node/489

На перспективы ВЭС явно негативное влияние окажут жесткие нормативы правительства по локализации производства и его экспорту. Российским предприятиям трудно соревноваться с дешевыми китайскими производителями.

Регионы значительно различаются по своей вовлеченности в ВИЭ. В обзоре представлен рейтинг регионов по этом показателю.

По сравнению с прошлым годом в рейтинге 2020 года произошли заметные изменения, группа регионов с высокой степенью вовлеченности и потенциалом развития ветроэнергетики расширилась до 5 позиций. С отрывом в рейтинге лидируют Ростовская область и Республика Калмыкия, поднявшиеся на первые места благодаря новым, введенным в 2020 году, ветроэнергетическим мощностям. Республики Калмыкия и Адыгея имеют высокие баллы еще и из-за самой высокой доли ветровой энергии в общей установленной мощности региона (более 70%).

Ветроэнергетика и развитие промышленности

Ключевым требованием законодательной поддержки ВИЭ в России является требование по локализации производства 65% работ и оборудования каждой ВЭС. Благодаря программе на базе российских предприятий энергомашиностроения, композитной промышленности, кораблестроения и металлообработки создается новая отрасль — производство компонентов для ВЭУ. Заказчиком компонентов выступает производитель ВЭУ, которого законодательство обязывает «локализовать» производство продаваемых в России ветрогенераторов. Поэтому такие компании‑производители ВЭУ, как Vestas, Siemens‑Gamesa и Red Wind B.V. (совместное предприятие Lagerwey Systems B.V. и АО «НоваВинд»), инвестируют в создание производства компонентов для ветроэнергетических установок в России. Локализация производства отдельных компонентов может осуществляться в рамках специальных инвестиционных контрактов СПИК. Порядок определения степени локализации определен приказом Минпромторга от 24 сентября 2018 г. № 3788, на основании которого выдается заключение о степени локализации той или иной ВЭС.

ООО «Вестас Рус»

В 2020 году компания ООО «Вестас Рус» (российское подразделение Vestas Wind Systems A/S) поставила на строительные площадки ФРВ РОСНАНО‑Фортум 60 комплектов лопастей (180 шт.). Производство лопастей осуществляется на совместном предприятии Vestas Manufacturing AS и Роснано — ООО «Вестас Маньюфэкчуринг РУС» в г. Ульяновске. В соответствии с требованиями локализации при производстве лопастей используется не менее 75% стеклотканей, произведенных в России. Производителем стекловолокна является АО «ОС Стекловолокно» в городе Гусь‑Хрустальный. Лопасти длиной 62 метра и весом 14,5 тонн каждая производятся на площадке «Аэрокомпозит» в Ульяновской области. Транспортировка до строительных площадок осуществлялась через порт в городе Ульяновск.

На заводе ООО «Либхерр-Нижний Новгород» в г. Дзержинске (завод открыт при участии ООО «Вестас Рус») производятся сборка гондолы, сборка системы охлаждения и сборка системы управления поворотом гондолы и испытания работы систем.

АО «НоваВинд»

Для организации производства компанией выбрана производственная площадка в г. Волгодонске – существующий производственный корпус № 4 Волгодонского филиала АО «Инжиниринговая компания «АЭМ‑технологии» (АО «Атомэнергомаш»). Общая площадь завода — 30 тыс. кв. м. Серийная мощность завода составляет до 120 комплектов в год. Технологическая компоновка завода была разработана совместно с коллегами из Enercon GmbH и включает в себя 5 основных участков: статор генератора, главный подшипник, генератор, ступица, гондола.

В рамках реализации инвестиционного проекта строительства завода по серийному производству модульных стальных башен компанией ООО «ВетроСтройДеталь» (партнера АО «НоваВинд» по производству и поставке башен для ВЭУ) организовано современное высокотехнологичное производство с уникальным для России технологическим оборудованием — прессом пошаговой формовки с усилием 3000 тонн, шириной матрицы 14 метров и автоматизированной подачей листа. В августе 2020 года новый завод ООО «ВетроСтройДеталь» вышел на проектную мощность в 120 модульных стальных башен в год.

Сименс Гамеса Рэньюэбл Энерджи

Локализацию оборудования для ветропарков Enel Green Power осуществляет международный концерн Siemens Gamesa Renewable Energy. «Сименс Гамеса Реньюэбл Энерджи» приступила к локализации бизнеса в 2017 году, а в 2018 году подписала соглашение с СТГТ на сборку модулей ветровых турбин для российского рынка. Совместно с «Сименс Гамеса» специалисты СТГТ создали сборочную линию для производства гондол под Санкт‑Петербургом. В декабре 2019 года осуществлен успешный запуск сборочного производства «Сименс Гамеса». Сборка гондол осуществляется в рамках соглашения на поставку, установку и ввод в эксплуатацию 26 ВЭУ S G 3.4–132 для Азовской ВЭС в Ростовской области и 57 ВЭУ для Кольской ВЭС в Мурманской области.

Дизель + ВЭС

Использование ВИЭ предполагается эффективным для энергоснабжения удаленных поселков, не имеющих связи с единой энергосистемой. На Дальнем Востоке этой программой занимается группа РусГидро. Работы выполняются в рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года.

К настоящему времени введены в эксплуатацию ветроэлектростанции на Камчатке (с. Никольское и п. Усть-Камчатск) и Сахалине (с. Новиково), а также 21 солнечная электростанция в Якутии, включая самую крупную в мире солнечную электростанцию за полярным кругом – Батагайскую СЭС. Совместно с японскими партнерами в Якутии успешно реализован проект по созданию ветродизельного комплекса в заполярном поселке Тикси, включающего в себя ветроэнергетические установки общей мощностью 900 кВт, а также современные дизель-генераторы мощностью 3 000 кВт и накопители энергии.

В рассматриваемом обзоре о проблеме совместной работы дизельной генерации и ВИЭ рассуждает Д.С. Степанов, заместитель генерального директора ООО «Альтрэн». Приводим его статью.

Заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком 15 августа 2019 года был подписан План мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях. В результате реализации этого Плана предполагалась разработка механизма проведения открытых конкурсных отборов на модернизацию дизельной генерации с обязательной перспективой снижения перекрестного субсидирования. К сожалению, ограничения, которые действовали в 2020‑м году наложили отпечаток на реализацию Плана и пока не принято системное решение, определяющее правила работы на этом рынке. На наш взгляд, должны быть сформулированы четкие критерии определения «неэффективной» генерации, определены критерии «модернизации», определены требования как к инвесторам, так и техническим решениям, а также определенны контуры взаимодействия между инвестором и текущим поставщиком электроэнергии, который является и владельцем генерации.

Тем не менее, 2020-й год стал одним из ключевых в развитии этого направления. В первую очередь это связано с тем, что ключевой участник этого рынка – ПАО «РусГидро» запустило конкурсные отборы на модернизацию ДЭС по схеме энергосервисных договоров. В основном это относится к Якутии и к солнечной генерации, но в конце 2020 года были запущены конкурсы на модернизацию на Камчатке, где ветроэнергетика более привлекательна, чем солнечная генерация. До конкурсов ПАО «РусГидро», только компания «Хевел Энергосервис» являлась системным участником и принимала участие в конкурсных отборах: Приморский край, Чукотка, Республика Тыва, Хабаровский край, Красноярский край, Магаданская область. Сейчас же на рынок вышли и РОСНАНО совместно с УК «Энергосистемы», и «ЭНЭЛТ» и ряд других компаний.

Стоит отметить, что конкурсы, проводимые ПАО «РусГидро», имеют ключевой аспект в обязательной замене дизельной электростанции с довольно существенными требованиями, что влечет значительное удорожание проекта и отодвигает ВИЭ на второй план. Рассматривая экономический аспект строительства ветростанций по схеме энергосервисного контракта, стоит обратить внимание на то, что возврат средств инвестора осуществляется за счет экономии дизельного топлива. Т.е. рассчитывать надо не на экономически обоснованный тариф в данном населенном пункте, а лишь на топливную составляющую в тарифе, которая может варьироваться от 40 до 70% от стоимости тарифа.

На сегодняшний день, по различным оценкам, лишь около 15‑25% от всех населенных пунктов, энергоснабжение которых осуществляется за счет дизельных электростанций, привлекательны для установки генерации ВИЭ с целью снижения затрат на энергоснабжение. Особенность заключается в том, что с каждым годом стоимость дизельного топлива растет, следовательно, с ростом затрат на энергоснабжение каждый год таких населенных пунктов становится больше. Но имеет ли смысл Правительству РФ ждать, пока рост тарифов достигнет привлекательных для инвесторов в ВИЭ значений? Возможно более выгоднее создать дополнительные стимулы по развитию этого рынка?

Рассмотрим на примере один усредненный населенный пункт на Дальнем Востоке, который снабжается за счет дизельной генерации:

‑ стоимость топлива: 61,5 тыс. рублей за тонну;

‑ мощность ДЭС 2,5 МВт;

‑ ежегодный расход топлива: 2,3 тыс. тонн;

‑ строительство АГЭС (ВЭС с накопителями и системой интеграции с ДЭС): 400 млн руб.;

‑ мощность ВЭС: 960 кВт;

‑ срок службы оборудования ВИЭ: 20‑25 лет;

‑ ежегодная экономия ДТ: 870 тонн или 53,5 млн руб.;

‑ срок ЭСК: 10 лет.
Экономические показатели по проекту будут следующие: IRR 10%, NPV около 200 млн руб. с учетом затрат на сервис. Проект экономически не привлекателен.

Как можно привлечь инвестора? Например, предоставив субсидию в размере 20% от стоимости проекта или 80 млн руб. В этом случае итоговые показатели будут следующие: IRR 15%, NPV – 270 млн руб. Проект экономически привлекателен.

Какая выгода для государства? Основной эффект будет достигаться по завершению ЭСК, а именно в том, что в течение следующих 10-15 лет генерация ВИЭ сэкономит от 8,5 до 13 тыс. тонн топлива, что эквивалентно от 1,1 до 2 млрд руб. при условии роста стоимости топлива на 5% в год. Согласитесь, что 80 млн рубл. (20% от 400 млн руб.) и 1100 – 2000 млн руб. суммы не сопоставимы. При этом стоимость 1 кВт·ч от АГЭС (автономные гибридные энергосистемы) после окончания ЭСК составит 1,68 руб.

Фактически сейчас есть выбор: либо ждать, пока рост стоимости топлива, который повлечет за собой и рост перекрестного субсидирования, с которым активно ведут борьбу, как Ассоциация потребителей электроэнергии, так и НП Совет рынка, сделает проекты экономически привлекательными, либо стимулировать частных инвесторов через различные механизмы, начиная от налоговых льгот и дешевого заемных средств, заканчивая прямой субсидией.

А что же с коммерческими компаниями, ведущими свою деятельность на изолированных территориях? А с ними и проще и сложнее одновременно. Проще в плане того, что им не надо ждать, пока будут приняты Планы, утверждены Правила и требования или запустят конкурсные отборы, они сами могут уже сейчас начать проработку проектов замещения дизельной генерации на своих объектах, получая не только экономическую выгоду, но и мощный социальный и экологический эффект, в том числе по снижению углеродного следа.

А сложнее в том плане, что они сами инвестируют в такие проекты и новый для них вид генерации – возобновляемые источники энергии – не всегда понятен, эта генерация сложно прогнозируема и требует особых знаний, которыми обладают лишь ряд специализированных компаний в России, например ООО «Альтрэн». Так же следует учесть особые требования к оборудованию, ведь условия эксплуатации очень суровые: низкие температуры, вечная мерзлота, сложная логистика, отсутствие строительной техники. Все эти моменты требуют очень глубокой проработки, но экономический эффект для коммерческих компаний от реализации проектов ВИЭ перекрывает многие сложности, с которыми может столкнуться компания, решившая внедрять у себя на объектах передовые технологии.

***

Интересная оценка Д. Степанова показывает, что в настоящий момент строительство ВИЭ и ее кооперация с дизельной генерацией экономически не выгодна. Возникает естественный вопрос: если ВИЭ-генерация не выгодна в отдаленных поселках с дорогой дизельной генерацией, то как она может быть выгодна на территории, охваченной единой энергосетью?

Страны, в которых доля ветряной и солнечной генерации превышает 15-20% (Германия, Великобритания, Дания, Австралия), сталкиваются с проблемой надежности сети в случае неблагоприятных погодных условий. В Австралии уже имели место масштабные локауты, а Германия, например, вынуждена импортировать энергию, которую вырабатывают угольные электростанции Чехии и атомные станции Франции.

Выше мы приводили мнение эксперта, что для России «зеленая» энергетика — это путь к бедности. Будет правильно, если Россия сойдет с этого пути пока не поздно.

Scroll Up